Управление образования Верх-Исетского района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 27 620034, г. Екатеринбург ул. Опалихинская 29 а. тел. /факс: (343) 245-45-41 Email: mbdou27-ekb@yandex.ru, сайт: 27.tvoysadik.ru Дополнительная общеобразовательная программа Дополнительная общеразвивающая программа «Хореография» для детей от 2 до 7 лет направление: художественное (ДОП-ДОП художественной направленности "Хореография") срок реализации: 5 лет автор составитель: педагог дополнительного образования Шурыгина Галина Геннадьевна г. Екатеринбург 2021 Содержание 1. 1.1. 1.2 1.3 1.4. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 3.1 3.2. 3.3 3.4. 3.5 3.6 3.7 3.8 I. Целевой раздел Пояснительная записка Основные цели Программы Особенности хореографической работы с детьми Система оценки по программе Планируемые результаты освоения детьми Дополнительной общеразвивающей программы« Хореография» II. Содержательный раздел Содержание программы дополнительного образования «Хореография» Модуль «Встаньте дети, встаньте в круг» Модуль «Ритмические упражнения» Модуль «Этикет танца» Модуль «Танцевальные элементы и композиции» Модуль «Репертуар» III. Организационный раздел Кадровые условия Педагогические условия Организационные условия Материально-технические условия Календарный учебный график Учебный план Оценочные материалы Методические материалы 3 3 4 5 6 6 8 8 8 17 24 24 26 28 28 28 30 30 30 31 35 37 2 I. Целевой раздел Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа «Хореография» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада комбинированного вида № 27 (далее Программа) направлена на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей воспитанников в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом совершенствовании. В настоящее время, особое внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к общечеловеческим ценностям. Укрепление психического и физического здоровья. Получение общего эстетического, морального и физического развития. В связи с этим актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека. Занятия хореографией позволяют развить у ребенка потребность жить и преобразовывать мир по законам красоты, выработать у него сопротивляемость к негативным явлениям и поступкам, потребность вести здоровый образ жизни. При разработке Программы разработчик составитель руководствовался социальным заказом семей воспитанников на качество, вид, направленность образовательных услуг, полученным в результате анкетирования родителей, а также следующими нормативными документами: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от 17.02.2021. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. 3. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормы и требования к безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 4. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 5. Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад комбинированного вида № 27. 6. Приказ Минобрнауки России № 1008 от 29 августа 2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 7. Структурно программа представляет собой комплекс из 5 модулей, каждый из которых состоит из психофизиологического обоснования, тематического плана, содержания курса, требований к уровню подготовки детей. В учебно-методическое обеспечение занятий входят литературное и практическое приложение. Основные принципы, заложенные в данную программу: танец как способ «проживания» ребёнком ситуации, игра как способ познания и отражения 3 жизни, сочетание коллективного и индивидуального творчества, единство чувственного и рационального. Музыка даёт «команды» движению, движение – отображает характер музыки. Одним их основных принципов в создании и воспроизведении ребёнком танца является целостность восприятия образа. Согласно этим принципам выбрана и форма подачи учебного материала – «Театр танца как синтез искусств». 1.1. Основные цели Программы • Педагогическая – обеспечить условия для развития творческих способностей детей. • Образовательная – развить детей средствами искусства, сформировать восприятие музыкальных образов и способности выражать их в движении, основываясь на принципах психофизиологической зрелости, законах роста и развития детей дошкольного возраста. Данная программа позволит педагогу двигаться в работе с детьми не «от взрослого к ребенку», а «от ребенка к взрослению». • Развивающая – стимулировать познавательные процессы личности ребенка (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение). Обогатить его эмоционально-волевую сферу. Расширить возможности коммуникативной стороны общения у ребенка (невербальными средствами коммуникации). •Воспитывающая – повысить двигательную активность и культуру движения ребенка, разнообразить оздоровительную работу в дошкольном учреждении (развитие фигуры, устранение физических недостатков, укрепление всех групп мышц, совершенствование координации движений), обеспечить интерес и любознательность детей, развить художественный вкус. Ознакомить ребенка с этикетом танца. Кроме того, выбранная форма – эффективное средство формирования нравственного здоровья ребенка. Специальные знания, умения и навыки являются необходимым средством воспроизведения образа, а не целью данного курса обучения. Структура занятия состоит из трех частей: I часть включает задания на умеренную моторную двигательную активность: построение, приветствие, комплекс упражнений для подготовки разных групп мышц к основной работе. По длительности – 1/3 часть общего времени занятия. II часть включает задания с большой двигательной активностью, разучивание новых движений. По длительности – 2/3 общего времени занятия. III часть включает музыкальные игры, творческие задания, комплекс упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания. По длительности – 2-3 минуты. Новизна программы состоит в том, что система обучения танцу строится с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребенка; соблюдается личностно – ориентированный подход в обучении хореографии; танец рассматривается как способ развития основных 4 познавательных процессов личности ребенка и его эмоционально-волевой сферы. 1.2. Особенности хореографической работы с детьми Особенности хореографической работы с детьми 2-4 года Психологическая характеристика развития детей в хореографической работе Двигательная активность, работоспособность, выносливость детей этого возраста уже согласованна в умении управлять своим телом, координировать движения, что является важным показателем для хореографического и умственного развития ребенка. Хореографические занятия, построенные с использованием предметнонаглядной деятельности (атрибуты), способствуют развитию у детей образного мышления, фантазии, воображения. Благодаря этому предоставляются широкие возможности привнести в хореографический и воспитательный процессы полезные элементы, правила поведения по отношению к своим друзьям по группе и т. д. Возраст 3 лет является очень важным как в хореографическом развитии ребенка, так и в общем развитии ребенка. Поскольку это период формирования характера, темперамента, осознания себя как личности и своего «Я». Должное внимательное, отзывчивое отношение взрослых будут усиливать его личность и волю в достижении поставленных целей и задач на занятиях хореографии. Особенности хореографической работы с детьми 4-5 лет Психологическая характеристика развития детей в хореографической работе В этот период развития ребенок уже может воспроизводить движения в образах. Выполнение простых сюжетных и парных танцев происходит осмысленно, целенаправленно с анализом своих действий (наглядно-образное мышление). Ребенок свободно фантазирует при помощи выразительных, пластичных танцевальных движений под определенный характер мелодии; вместе с танцевальными движениями использует мимику и пантомимику, хорошо чувствует ритм. В танцах он начинает развивать творческое воображение, сообразительность, волевые и нравственные качества. Особенности хореографической работы с детьми 5-7 лет Психологическая характеристика развития детей в хореографической работе Дети этого возраста хорошо ориентируются в пространстве, правильно используют многообразные обозначения пространственных отношений, перестроений в танце: «Побежали по кругу, закружились вправо, перестроились в линию, закружились влево». Теперь ребенок осознанно выполняет задания, а обучение становится более целенаправленным. 5 Различные перестроения, координация движений в танцах развивают у ребенка такие мыслительные операции, как сравнивание, абстрагирование, установление причинно-следственных связей. 1.3 Система оценки по программе В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной программы танцевального кружка «Сюрприз» после освоения содержания программы ожидаются следующие результаты. Дошкольник будет знать: музыкальные размеры, темп и характер музыки; хореографические названия изученных элементов; требования к внешнему виду на занятиях; знать позиции ног. Воспитанник будет уметь: воспроизводить заданный ритмический рисунок хлопками; владеть корпусом во время исполнения движений; ориентироваться в пространстве; координировать свои движения; исполнять хореографический этюд в группе. Итоговое занятие проводится в форме концерта. Концерт является основной и конечной формой контроля знаний, умений, навыков и творческой самореализации дошкольников. 1.4 Планируемые результаты освоения детьми Дополнительной общеразвивающей программы «Хореография» В результате проделанной работы дети проявляют стойкий интерес и потребность к музыкально-ритмическим занятиям, осваивается необходимый объём движений классического, народного, бального танцев, а также танцев современного направления. У них формируется основа культуры движения, красивая осанка. Более совершенным становится чувство ритма. Дети понимают ориентировку на себе – правая рука (нога), левая рука (нога), и от себя – (направо, налево, вперёд, назад). Они хорошо ориентируются в пространстве зала и выполняют различные построения и перестроения: в колонну, в шеренгу, по диагонали, врассыпную, по линии танца, противоходом и т.д. У детей появляются такие личностные качества, как уверенность, целеустремлённость, активность, желание показать свои достижения зрителям. Меняется и протекание психических процессов: отмечается сосредоточенность, устойчивость внимания, улучшение запоминания и воспроизведения, проявление творческого воображения. Предметно-информационная составляющая: К окончанию обучения дети должны: 1. Иметь представления: о собственном теле, правильной осанке; 6 о танце, согласованности движений и музыки в нем; о бальном танце. 2. Знать: понятия (тренировочный костюм, спортивный костюм, концертный костюм, музыкальное вступление, линия танца, интервал); основы танцевальной азбуки (постановка корпуса, I, II, IV позиции рук, III и VI позиции ног, танцевальные шаги, постановка корпуса в паре, направление движения пары); детские, массовые и диско-танцы произвольной программы. Деятельностно-коммуникативная составляющая: К окончанию обучения дети должны: 1. Уметь: выполнять начальный тренаж для развития различных групп мышц, подвижности суставов и пластичности рук; хорошо ориентироваться в пространстве, сохранять интервалы в движении; координировать свои движения, сохраняя правильную осанку; различать музыку по характеру, темпу и ритму; реагировать на начало музыки и ее окончание, исполнять музыкальное вступление «preparation»; музыкально исполнять выученные движения в соответствии с ритмом и темпом музыки; давать характеристику музыкальному фрагменту, создавать игровой танцевальный образ; исполнять произвольные и конкурсные танцы. 2. Иметь навыки: культуры поведения в образовательном учреждении, на занятии, конкурсе, соревновании, концерте; гигиены костюма; коллективной деятельности под руководством педагога; зрительного и слухового восприятия. Ценностно-ориентационная составляющая: Воспитанники к концу обучения должны проявлять: интерес к возможностям своего тела; интерес к музыке и танцу как проявлениям красоты; стремление к танцевальной деятельности как источнику радости; отзывчивость, сопереживание, доброжелательное отношение друг к другу. 7 II. Содержательный раздел 2.1. Содержание программы дополнительного образования «Хореография» 1)уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; 2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); 3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития; 4)поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; 5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; 6)возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; 7) защита детей от всех форм физического и психического насилия; 8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность 2.2. Рабочая программа дополнительного образования «Хореография» Модуль «Встаньте дети, встаньте в круг» Возрастная группа 2-4 года. 1. Постановка корпуса: продолжение работы над подтянутостью спины; красивой постановкой головы; ощущением «развернутости» плеч. 2. Ходьба: простой танцевальный шаг (с вытянутым носком стопы): в спокойном темпе; равномерном ритме (идем получать золотые медали). шаг со свободной стопой: в разном ритме и темпе; шаг на пятках: продолжение работы над прямой спиной при исполнении шага (разбей лед на луже); шаг на носках: работа над «подтянутостью» колен во время шага (не запачкай туфельки); шаг назад: исключать сталкивание детей. 3. Движения рук, включаемые в ходьбу: размахивание вперед; 8 размахивание назад; подъем вверх; подъем в стороны; руки спрятаны за спину; движение с использованием хлопков. 4. Бег: легкий; равномерный бег с захлестыванием голени назад: носок стопы вытянут, следить за подтянутостью спины. 5. Прыжки: легкие; равномерные; высокие: по 1/4 такта низкие: по 1/8 такта. возможны сочетания прыжков различной длительности и чередование их чередование прыжков и «пружинки» (на преодоление двигательного автоматизма). 6. Поскоки: легко перепрыгивать с ноги на ногу, движение вводится во второй половине учебного года (подготовка к этому виду движения проводится с детьми в первой половине года); сочетать поскоки с ноги на ногу с ходьбой на высоких полупальцах или бегом (мячики скачут, мячики покатились). 7. Притопы: удары стопы в пол равномерно по три (тройной притоп), различные сочетания ударов стопы в пол одной ногой несколько раз подряд; поочередные удары равномерно и с паузой: три чередующихся удара разными ногами (по 1/8 такта и затем пауза). 8.Упражнение для головы: наклоны головы вперед (вниз); в стороны (к ушкам) и по точкам с одной стороны на другую (птичка клюет и здоровается клювиком); полукруговые движения (голова повернута вправо, затем вниз, а потом поднимается в сторону, аналогично полукруг можно провести через верх). 9. Упражнение для плеч: спокойные или быстрые подъемы плеч вверх и опускания вниз (одновременно два плеча и поочередно правое - левое) Круговые движения плечами вперед или назад: руки могут быть: опущены вдоль корпуса; поставлены на пояс; положение «крылышки утят»; согнуты в локтях, локти направлены вниз и вместе с круговыми движениями плеч также очерчивают круг, кисти лежат на плечах; «паровозик едет». 10. Упражнения для корпуса: 9 активные наклоны в стороны; наклоны вперед; перегибы корпуса назад; наклоны чередуются, исполняются в разных ритмических рисунках и на разные наклоны корпуса вперед (вниз) на 2/4 , а выпрямление на 1/4 такта, затем пауза на 1/4; один подъем и опускание плеч по 1/8 такта. 11. Упражнение для кистей, рук, пальцев: Руки: к ранее выученным добавляются круговые движения; круговые движения вперед- назад, к себе - от себя; круговые движения от локтя (пальцы могут быть вытянуты или собраны в кулак); движения рук исполняются ритмично, четко (мельница, стрелки часов). работа над выразительностью подъема рук в стороны или вверх (крылья бабочки); пальцы рук активно собираем в кулачки, а затем вытягиваем, собирая их вместе или растопырив (кошка выпускает коготки); можно использовать пальчиковые игры. Пружинные движения руками: выразительность и слитность движения; в качестве музыкального сопровождения можно рекомендовать музыку энергичного характера м.р. 4/4. Тема контрастов: работа над образными движениями (маленький воробушек - большой орел, бабочки - жуки, цветы -злюки- закорюки) 12. Партерная гимнастика (упражнения на полу): вводится в курсе «Искусство танца» (для развития у ребенка умений и навыков владения своим телом). Движения исполняются по принципу контраста: напряжение – расслабление. исполняются образные движения: ящерка свернулась, вытянулась, кошка выгибает спину, катаемся на велосипеде, «неваляшка». Упражнения выстраиваются от простого к сложному; упражнения для стоп, колен, корпуса; сидя на полу; лежа на полу для рук, ног, корпуса. Возрастная группа 4-5 лет. 1. Постановка корпуса: продолжение работы над подтянутостью спины; красивой постановкой головы; ощущением «развернутости» плеч. 2. Ходьба: простой танцевальный шаг (с вытянутым носком стопы): 10 в спокойном темпе; равномерном ритме (идем получать золотые медали). шаг со свободной стопой: в разном ритме и темпе; шаг на пятках: продолжение работы над прямой спиной при исполнении шага (разбей лед на луже); шаг на носках: работа над «подтянутостью» колен во время шага (не запачкай туфельки); шаг назад: исключать сталкивание детей. 3. Движения рук, включаемые в ходьбу: размахивание вперед; размахивание назад; подъем вверх; подъем в стороны; руки спрятаны за спину; движение с использованием хлопков. 4. Бег: легкий; равномерный бег с захлестыванием голени назад: носок стопы вытянут, следить за подтянутостью спины. 5. Прыжки: легкие; равномерные; высокие: по 1/4 такта низкие: по 1/8 такта. возможны сочетания прыжков различной длительности и чередование их чередование прыжков и «пружинки» (на преодоление двигательного автоматизма). 6. Поскоки: легко перепрыгивать с ноги на ногу, движение вводится во второй половине учебного года (подготовка к этому виду движения проводится с детьми в первой половине года); сочетать поскоки с ноги на ногу с ходьбой на высоких полупальцах или бегом (мячики скачут, мячики покатились). 7. Притопы: удары стопы в пол равномерно по три (тройной притоп), различные сочетания ударов стопы в пол одной ногой несколько раз подряд; поочередные удары равномерно и с паузой: три чередующихся удара разными ногами (по 1/8 такта и затем пауза). 8.Упражнение для головы: наклоны головы вперед (вниз); в стороны (к ушкам) и по точкам с одной стороны на другую (птичка клюет и здоровается клювиком); полукруговые движения (голова повернута вправо, затем вниз, а потом поднимается в сторону, аналогично полукруг можно провести через 11 верх). 9. Упражнение для плеч: спокойные или быстрые подъемы плеч вверх и опускания вниз (одновременно два плеча и поочередно правое - левое) Круговые движения плечами вперед или назад: руки могут быть: опущены вдоль корпуса; поставлены на пояс; положение «крылышки утят»; согнуты в локтях, локти направлены вниз и вместе с круговыми движениями плеч также очерчивают круг, кисти лежат на плечах; «паровозик едет». 10. Упражнения для корпуса: активные наклоны в стороны; наклоны вперед; перегибы корпуса назад; наклоны чередуются, исполняются в разных ритмических рисунках и на разные наклоны корпуса вперед (вниз) на 2/4 , а выпрямление на 1/4 такта, затем пауза на 1/4; один подъем и опускание плеч по 1/8 такта. 11. Упражнение для кистей, рук, пальцев: Руки: к ранее выученным добавляются круговые движения; круговые движения вперед- назад, к себе - от себя; круговые движения от локтя (пальцы могут быть вытянуты или собраны в кулак); движения рук исполняются ритмично, четко (мельница, стрелки часов). работа над выразительностью подъема рук в стороны или вверх (крылья бабочки); пальцы рук активно собираем в кулачки, а затем вытягиваем, собирая их вместе или растопырив (кошка выпускает коготки); можно использовать пальчиковые игры. Пружинные движения руками: выразительность и слитность движения; в качестве музыкального сопровождения можно рекомендовать музыку энергичного характера м.р. 4/4. Тема контрастов: работа над образными движениями (маленький воробушек - большой орел, бабочки - жуки, цветы -злюки- закорюки) 12. Партерная гимнастика (упражнения на полу): вводится в курсе «Искусство танца» (для развития у ребенка умений и навыков владения своим телом). Движения исполняются по принципу контраста: напряжение – расслабление. исполняются образные движения: ящерка свернулась, вытянулась, кошка выгибает спину, катаемся на велосипеде, «неваляшка». Упражнения выстраиваются от простого к сложному; упражнения для стоп, колен, корпуса; 12 сидя на полу; лежа на полу для рук, ног, корпуса. Возрастная группа 5-6 лет. 2. Постановка корпуса: продолжение работы над подтянутостью спины; красивой постановкой головы; ощущением «развернутости» плеч. 2. Ходьба: простой танцевальный шаг (с вытянутым носком стопы): в спокойном темпе; равномерном ритме (идем получать золотые медали). шаг со свободной стопой: в разном ритме и темпе; шаг на пятках: продолжение работы над прямой спиной при исполнении шага (разбей лед на луже); шаг на носках: работа над «подтянутостью» колен во время шага (не запачкай туфельки); шаг назад: исключать сталкивание детей. 3. Движения рук, включаемые в ходьбу: размахивание вперед; размахивание назад; подъем вверх; подъем в стороны; руки спрятаны за спину; движение с использованием хлопков. 4. Бег: легкий; равномерный бег с захлестыванием голени назад: носок стопы вытянут, следить за подтянутостью спины. 5. Прыжки: легкие; равномерные; высокие: по 1/4 такта низкие: по 1/8 такта. возможны сочетания прыжков различной длительности и чередование их чередование прыжков и «пружинки» (на преодоление двигательного автоматизма). 6. Поскоки: легко перепрыгивать с ноги на ногу, движение вводится во второй половине учебного года (подготовка к этому виду движения проводится с детьми в первой половине года); сочетать поскоки с ноги на ногу с ходьбой на высоких полупальцах или бегом (мячики скачут, мячики покатились). 7. Притопы: 13 удары стопы в пол равномерно по три (тройной притоп), различные сочетания ударов стопы в пол одной ногой несколько раз подряд; поочередные удары равномерно и с паузой: три чередующихся удара разными ногами (по 1/8 такта и затем пауза). 8.Упражнение для головы: наклоны головы вперед (вниз); в стороны (к ушкам) и по точкам с одной стороны на другую (птичка клюет и здоровается клювиком); полукруговые движения (голова повернута вправо, затем вниз, а потом поднимается в сторону, аналогично полукруг можно провести через верх). 9. Упражнение для плеч: спокойные или быстрые подъемы плеч вверх и опускания вниз (одновременно два плеча и поочередно правое - левое) Круговые движения плечами вперед или назад: руки могут быть: опущены вдоль корпуса; поставлены на пояс; положение «крылышки утят»; согнуты в локтях, локти направлены вниз и вместе с круговыми движениями плеч также очерчивают круг, кисти лежат на плечах; «паровозик едет». 10. Упражнения для корпуса: активные наклоны в стороны; наклоны вперед; перегибы корпуса назад; наклоны чередуются, исполняются в разных ритмических рисунках и на разные наклоны корпуса вперед (вниз) на 2/4 , а выпрямление на 1/4 такта, затем пауза на 1/4; один подъем и опускание плеч по 1/8 такта. 11. Упражнение для кистей, рук, пальцев: Руки: к ранее выученным добавляются круговые движения; круговые движения вперед- назад, к себе - от себя; круговые движения от локтя (пальцы могут быть вытянуты или собраны в кулак); движения рук исполняются ритмично, четко (мельница, стрелки часов). работа над выразительностью подъема рук в стороны или вверх (крылья бабочки); пальцы рук активно собираем в кулачки, а затем вытягиваем, собирая их вместе или растопырив (кошка выпускает коготки); можно использовать пальчиковые игры. Пружинные движения руками: выразительность и слитность движения; в качестве музыкального сопровождения можно рекомендовать музыку энергичного характера м.р. 4/4. 14 Тема контрастов: работа над образными движениями (маленький воробушек - большой орел, бабочки - жуки, цветы -злюки- закорюки) 12. Партерная гимнастика (упражнения на полу): вводится в курсе «Искусство танца» (для развития у ребенка умений и навыков владения своим телом). Движения исполняются по принципу контраста: напряжение – расслабление. исполняются образные движения: ящерка свернулась, вытянулась, кошка выгибает спину, катаемся на велосипеде, «неваляшка». Упражнения выстраиваются от простого к сложному; упражнения для стоп, колен, корпуса; сидя на полу; лежа на полу для рук, ног, корпуса. Возрастная группа 6-7 лет. 1. Постановка корпуса: продолжение работы над подтянутостью спины; красивой постановкой головы; ощущением «развернутости» плеч. 2. Ходьба: простой танцевальный шаг (с вытянутым носком стопы): в спокойном темпе; в равномерном ритме (идем получать золотые медали). шаг со свободной стопой: в разном ритме и темпе. шаг на пятках: продолжение работы над прямой спиной при исполнении шага (разбей лед на луже). шаг на носках: работа над «подтянутостью» колен во время шага (не запачкай туфельки). шаг назад: исключать сталкивание детей. 3. Движения рук, включаемые в ходьбу: размахивание вперед; размахивание назад; подъем вверх; подъем в стороны; руки спрятаны за спину; движение с использованием хлопков. 4. Бег: легкий; равномерный бег с захлестыванием голени назад: носок стопы вытянут, следить за подтянутостью спины. 5. Прыжки: легкие; равномерные; 15 высокие: по 1/4 такта; низкие: по 1/8 такта. возможны сочетания прыжков различной длительности и чередование их прыжков и «пружинки» (на преодоление двигательного автоматизма). 6. Поскоки: Легко перепрыгивать с ноги на ногу, движение вводится во второй половине учебного года (подготовка к этому виду движения проводится с детьми в первой половине года) сочетать поскоки с ноги на ногу с ходьбой на высоких полупальцах или бегом (мячики скачут, мячики покатились). 7. Притопы: удары стопы в пол равномерно по три (тройной притоп), различные сочетания ударов стопы в пол одной ногой несколько раз подряд; поочередные удары равномерно и с паузой: три чередующихся удара разными ногами (по 1/8 такта и затем пауза). 8. Упражнение для головы: наклоны головы вперед (вниз); в стороны (к ушкам) и по точкам с одной стороны на другую (птичка клюет и здоровается клювиком); полукруговые движения (голова повернута вправо, затем вниз, а потом поднимается в сторону, аналогично полукруг можно провести через верх). 9. Упражнение для плеч: спокойные или быстрые подъемы плеч вверх и опускания вниз (одновременно два плеча и поочередно правое - левое). круговые движения плечами вперед или назад: руки могут быть опущены вдоль корпуса; поставлены на пояс; положение «крылышки утят»; руки согнуты в локтях, локти направлены вниз и вместе с круговыми движениями плеч также очерчивают круг, кисти лежат на плечах;«паровозик едет». 10. Упражнения для корпуса: активные наклоны в стороны; наклоны вперед; перегибы корпуса назад; наклоны чередуются, исполняются в разных ритмических рисунках и на разные наклоны корпуса вперед (вниз) на 2/4 , а выпрямление на 1/4 такта, затем пауза на 1/4. Один подъем и опускание плеч по 1/8 такта. 11. Упражнение для кистей, рук, пальцев: круговые движения вперед- назад, к себе - от себя; круговые движения от локтя (пальцы могут быть вытянуты или собраны в кулак). Движения рук исполняются ритмично, четко (мельница, стрелки часов). работа над выразительностью подъема рук в стороны или вверх (крылья бабочки); пальцы рук активно собираем в кулачки, а затем вытягиваем, 16 собирая их вместе или растопырив (кошка выпускает коготки); Можно использовать пальчиковые игры. Пружинные движения руками: выразительность и слитность движения; в качестве музыкального сопровождения можно рекомендовать музыку энергичного характера м.р. 4/4. тема контрастов: работа над образными движениями (маленький воробушек - большой орел, бабочки - жуки, цветы - злюки- закорюки). 12. Партерная гимнастика (упражнения на полу): вводится в курсе «Искусство танца» (для развития у ребенка умений и навыков владения своим телом). Движения исполняются по принципу контраста – напряжение - расслабление. исполняются образные движения: ящерка свернулась, вытянулась, кошка выгибает спину, катаемся на велосипеде, «неваляшка». Упражнения выстраиваются от простого к сложному; упражнения для стоп, колен, корпуса; сидя на полу; лежа на полу для рук, ног, корпуса. 2.3. Рабочая программа дополнительного образования «Хореография» Модуль «Ритмические упражнения» Возрастная группа 2-4 года. 1. Танцевальные движения: Приставной шаг: (шаг - приставить) (поднимаемся по лесенке, спускаемся с нее): в сторону (вправо, влево); вперед; со статичным положением рук. Топающий шаг: Шаг с притопом: шаг ногой вперед, затем два притопа, пауза ¼ такта. Боковой галоп: Начало разучивания (движение рекомендуется вводить во второй половине года). Полуприседание: небольшое сгибание ног в коленях и последующее их вытягивание - «пружинки: » мягко и резко, но равномерно. Хорошо это движение окрасить динамическими оттенками (деревянный Буратино, мягкие ноги у Мальвины). Повороты на двух ногах: кружимся вокруг себя на полупальцах, равномерное переступание. Вынос ноги на каблук: с одновременным полуприседанием; знакомство детей с понятием «опорная нога», « работающая 17 нога». Хлопки: тройные с паузой по 1/8 такта; удары ладонь о ладонь; удары по коленам; удары по плечам. 2. Парные движения: Кружение в парах: «лодочкой»: ноги движутся вперед (друг за другом); отход друг от друга назад; различные виды хлопков в паре; поочередное исполнение движений партнера и партнерши; переходы к другому партнеру во время танца. 3.Упражнения с предметами. Куклы: покачивание; передача друг другу. Куклу можно: посадить на стульчик; станцевать для нее; погрозить ей пальчиком; погладит по голове. Платочек: ранее полученные навыки движения с платочком сочетать в небольшие комбинации; стоя; продвигаясь простым шагом. Погремушки: удары или встряхивания по 1/4 такта или 1/8 равномерно или по 3 с последующей паузой; поочередные удары погремушкой по правому и левому плечу; поочередные удары погремушкой по коленям; тройные удары погремушкой по ладони левой руки. 4. Ориентация в пространстве: Исполнение основных упражнений и танцевальных движений в различных рисунках: Круг: один круг; два круга (концентрических). Линии: одна линия; две линии (друг за другом или лицом друг к другу); 18 «змейка»; плетем "корзиночку"; Движение: по кругу (с равными расстояниями между детьми) в противоположную сторону; врассыпную; упражнение «петелька»; упражнение «воротца»; движение по кругу в парах. Возрастная группа 4-5 лет. 1. Танцевальные движения: Приставной шаг: (шаг - приставить) (поднимаемся по лесенке, спускаемся с нее): в сторону (вправо, влево); вперед; со статичным положением рук. Топающий шаг: Шаг с притопом: шаг ногой вперед, затем два притопа, пауза ¼ такта. Боковой галоп: Начало разучивания (движение рекомендуется вводить во второй половине года). Полуприседание: небольшое сгибание ног в коленях и последующее их вытягивание - «пружинки: » мягко и резко, но равномерно. Хорошо это движение окрасить динамическими оттенками (деревянный Буратино, мягкие ноги у Мальвины). Повороты на двух ногах: кружимся вокруг себя на полупальцах, равномерное переступание. Вынос ноги на каблук: с одновременным полуприседанием; знакомство детей с понятием «опорная нога», « работающая нога». Хлопки: тройные с паузой по 1/8 такта; удары ладонь о ладонь; удары по коленам; удары по плечам. Шлепки по бедрам. 2. Парные движения: Кружение в парах: «лодочкой»: ноги движутся вперед (друг за другом); отход друг от друга назад; различные виды хлопков в паре; 19 поочередное исполнение движений партнера и партнерши; переходы к другому партнеру во время танца. 3.Упражнения с предметами. Куклы: покачивание; передача друг другу. Куклу можно: посадить на стульчик; станцевать для нее; погрозить ей пальчиком; погладит по голове. Платочек: ранее полученные навыки движения с платочком сочетать в небольшие комбинации; стоя; продвигаясь простым шагом. Погремушки: удары или встряхивания по 1/4 такта или 1/8 равномерно или по 3 с последующей паузой; поочередные удары погремушкой по правому и левому плечу; поочередные удары погремушкой по коленям; тройные удары погремушкой по ладони левой руки. 4. Ориентация в пространстве: Исполнение основных упражнений и танцевальных движений в различных рисунках: Круг: один круг; два круга (концентрических). Линии: одна линия; две линии (друг за другом или лицом друг к другу); «змейка»; плетем "корзиночку"; Движение: по кругу (с равными расстояниями между детьми) в противоположную сторону; врассыпную; упражнение «петелька»; упражнение «воротца»; движение по кругу в парах. Возрастная группа 5-6 лет. 1. Танцевальные движения: 20 Приставной шаг: (шаг - приставить) (поднимаемся по лесенке, спускаемся с нее): в сторону (вправо, влево); вперед; со статичным положением рук. Топающий шаг: Шаг с притопом: шаг ногой вперед, затем два притопа, пауза ¼ такта. Боковой галоп: Начало разучивания (движение рекомендуется вводить во второй половине года). Полуприседание: небольшое сгибание ног в коленях и последующее их вытягивание - «пружинки: » мягко и резко, но равномерно. Хорошо это движение окрасить динамическими оттенками (деревянный Буратино, мягкие ноги у Мальвины). Повороты на двух ногах: кружимся вокруг себя на полупальцах, равномерное переступание. Вынос ноги на каблук: с одновременным полуприседанием; знакомство детей с понятием «опорная нога», « работающая нога». Хлопки: тройные с паузой по 1/8 такта; удары ладонь о ладонь; удары по коленам; удары по плечам. Шлепки по бедрам. 2. Парные движения: Кружение в парах: «лодочкой»: ноги движутся вперед (друг за другом); отход друг от друга назад; различные виды хлопков в паре; поочередное исполнение движений партнера и партнерши; переходы к другому партнеру во время танца. 3.Упражнения с предметами. Куклы: покачивание; передача друг другу. Куклу можно: посадить на стульчик; станцевать для нее; погрозить ей пальчиком; погладит по голове. Платочек: 21 ранее полученные навыки движения с платочком сочетать в небольшие комбинации; стоя; продвигаясь простым шагом. Погремушки: удары или встряхивания по 1/4 такта или 1/8 равномерно или по 3 с последующей паузой; поочередные удары погремушкой по правому и левому плечу; поочередные удары погремушкой по коленям; тройные удары погремушкой по ладони левой руки. 4. Ориентация в пространстве: Исполнение основных упражнений и танцевальных движений в различных рисунках: Круг: один круг; два круга (концентрических). Линии: одна линия; две линии (друг за другом или лицом друг к другу); «змейка»; плетем "корзиночку"; Движение: по кругу (с равными расстояниями между детьми) в противоположную сторону; врассыпную; упражнение «петелька»; упражнение «воротца»; движение по кругу в парах. Возрастная группа 6-7 лет. 1.Танцевальные движения: приставной шаг: (шаг - приставить) (поднимаемся по лесенке, спускаемся с нее) в сторону (вправо, влево); вперед; со статичным положением рук. топающий шаг: шаг с притопом: шаг ногой вперед, затем два притопа, пауза 1/4 такта. боковой галоп: начало разучивания (движение рекомендуется вводить во второй половине года). полуприседание: небольшое сгибание ног в коленях и последующее их 22 вытягивание - «пружинки: » мягко и резко, но равномерно. Хорошо это движение окрасить динамическими оттенками. Повороты на двух ногах: кружимся вокруг себя на полупальцах, равномерное переступание. Вынос ноги на каблук: с одновременным полуприседанием; знакомство детей с понятием «опорная нога», «работающая нога». Хлопки: тройные с паузой по 1/8 такта; удары ладонь о ладонь; удары по коленам; удары по плечам. 2. Парные движения: Кружение в парах: «лодочкой»: ноги движутся вперед (друг за другом); отход друг от друга назад; различные виды хлопков в паре; поочередное исполнение движений партнера и партнерши; переходы к другому партнеру во время танца. Упражнения с предметами. Куклы или мишка покачивание; передача друг другу. Куклу можно: посадить на стульчик; станцевать для нее; погрозить ей пальчиком; погладит по голове. Платочек: ранее полученные навыки движения с платочком сочетать в небольшие комбинации; продвигаясь простым шагом. 4. Ориентация в пространстве: Исполнение основных упражнений и танцевальных движений в различных рисунках: Круг: один круг; два круга (концентрических). Линии: одна линия; две линии (друг за другом или лицом друг к другу); 23 «змейка»; плетем «корзиночку». Движение: по кругу (с равными расстояниями между детьми): в противоположную сторону; врассыпную; упражнение «петелька»; упражнение «воротца»; движение по кругу в парах. 2.4. Рабочая программа дополнительного образования «Хореография» Модуль «Этикет танца» Возрастная группа 2-5 лет. 1. Поклон. Исполняется у мальчиков и девочек по-разному. Работа над этикетом танца: Партнер приглашает девочку на танец и благодарит в конце танца поклоном, девочка отвечает на приглашение и выражает благодарность за танец также, поклоном. Партнер проводя девочку на танец, смотрит на нее., общается с ней в танце мимикой, жестами, глазами. Возрастная группа 5-7 лет. 1. Поклон Исполняется у мальчиков и девочек по-разному. Работа над этикетом танца: партнер приглашает девочку на танец и благодарит в конце танца поклоном, девочка отвечает на приглашение и выражает благодарность за танец также, поклоном: партнер, проводя девочку на танец, смотрит на нее., общается с ней в танце мимикой, жестами, глазами. 2.5. Рабочая программа дополнительного образования «Хореография» Модуль «Танцевальные элементы и композиции» Научить дошкольников: внешнему проявлению эмоциональных состояний по мимикевыразительным движениям мышц лица; внешнему проявлению эмоциональных состояний по пантомимике выразительным движениям всего тела; внешнему проявлению эмоциональных состояний по вокальной мимике – выразительным свойствам речи; тонкому пониманию всех оттенков и нюансов выражения лица, жеста, движения тела другого человека. 24 РАБОТА НАД МИМИКОЙ для детей 2– 5 лет Передать мимикой следующие образы: Будь внимателен. Интерес. Получи подарок. Встретил хорошего знакомого. Удивился подарку. Страшно в темноте одному. Чувство вины. Стыдно за обман. Грустно расставаться с другом. Я чищу зубы. РАБОТА НАД МИМИКОЙ для детей 5 – 7 лет Передать мимикой следующие образы: Восторг. Презрение. Кто съел варенье? Горькая конфета. Не сердись! Грязная бумажка. Испугался забияку. Кошка выпрашивает колбаску. Умеем лукавить (подмигивание) ЭТЮДЫ для детей 2-5 лет «Что там происходит». «Кто съел варенье?» «Карлсон». «Я грозный боец». «Негаданная радость». «За стеклом». «Золушка». «Остров плакс». «Хмурый орел». «Злая собака». Чуня просит прощения. «Потерялся». «Змей горыныч». «Маленький скульптор». «Поход в гости». ЭТЮДЫ для детей 5-7 лет: 25 «Собака принюхивается». «Любопытный». «Вожатый удивился». ( по С. Маршаку) «Жар-птица». «Битва». «праздничное настроение». «Чунга-Чанга». «Очень худой ребенок». «Грязная бумажка». «Гадкий утенок». «Разъяренная медведица». «Ночные звуки». «Пожар». «Котята». «Скульптурная группа». «Собака потерялась». СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ для детей 2-5 лет Адигезалова В. «Мне очень весело». Рачева А. «Поссорились два петушка». Ферро А. «Гавот». Ломов Т. «На берегу». Сирийская народная мелодия «Факиры». Львова Д. «Хорошее настроение». СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ для детей 5-7 лет Хоффера «Битва». Хакензака Г. «Капризуля». Слонимский С. «Ябедник». Окунева Г. «Гримасы». Леднев Р. «Упрямец». 2.6. Рабочая программа дополнительного образования «Хореография» Модуль «Репертуар» Возрастная группа 2-5 лет. Общие танцы: «Лявониха»; «Полька - шутка»; «Прощаться - здороваться»; «Пляска парами»; «Топотушки»; «Веселые ладошки»; «Танец с мячиком»; 26 «Пляска с султанчиками»; «Куклы - неваляшки»; «Кузнечик»; «Твист». Индивидуальные танцы: «Поварята»; «Петрушки - заводные игрушки»; «Танец кукол»; «Елочки»; «Танец сосулек»; «Танец чашечек». Возрастная группа 5-7 лет. Общие танцы: «Менуэт»; «Полька-тройка»; «Полянка»; «Разноцветная игра»; «Упала шляпа»; «Весёлая минутка». Индивидуальные танцы: «Миллион алых роз»; «Танец Снеговиков»; «Танец с балалайками»; «Осенняя рапсодия»; «Танец гномов»; «Серебристые снежинки». 27 III. Организационный раздел 3.1. Кадровые условия В МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 27 созданы необходимые кадровые условия для реализации Дополнительной общеразвивающей программы «Хореография». Педагог дополнительного образования имеет необходимые навыки для преподавания хореографии воспитанникам МБДОУ: Повышение квалификации № ФИО Образование Стаж педагоги ческий Шурыгина высшее 35 лет. Обучение по программе: 1 Галина Геннадьевна «Современные технологии художественного образования», 72 часа; «Танцевальная ритмика для детей, 72 часа 3.2. Педагогические условия Целостный процесс обучения хореографическим движениям можно условно разделить на 3 этапа: начальный этап – обучение упражнению (отдельному движению). этап углубленного разучивания упражнения. этап закрепления и совершенствования упражнения. Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное, апробируют упражнение. Название упражнения, вводимое педагогом на начальном этапе, создает условия для формирования его образа, активирует работу центральной нервной системы детей. Показ упражнения или отдельного движения должен быть ярким и понятным, желательно в зеркальном изображении. Основной метод музыкально-ритмического воспитания детей – «вовлекающий показ» (С.Д. Руднева) двигательных упражнений, учитывая способность детей к подражанию, их желание двигаться вместе со взрослым и, вместе с тем, неспособность действовать по словесной инструкции. Объяснение техники исполнения упражнения дополняет ту информацию, которую ребенок получил при просмотре. Объяснение должно быть кратким и образным, с использованием гимнастической терминологии. При обучении сложным движениям педагог должен выбрать наиболее рациональные методы и приемы дальнейшего формирования представления о технической основе упражнения. Если упражнение можно разделить на составные части, целесообразно применять расчлененный метод. Например, изучить сначала движение только 28 ногами, затем руками, далее соединить эти движения вместе. Если упражнение нельзя разделить на составные части, применяется целостный метод обучения. Его можно использовать, выполняя упражнение в медленном темпе и четком ритме, без музыкального сопровождения или под музыку, но на 2, 4, 8 и большое количество счетов. Для начального обучения упражнения используются ограничители, ориентиры. Педагог, проводя урок, должен использовать разнообразные методические приемы обучения двигательным действиям. Так, образные сравнения помогают детям правильно осваивать движение, так как создают у детей особое настроение. Похвала ребенка активизирует работу его сердца, нервную систему. Этап углубленного разучивания упражнения характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения. Основным методом обучения на этом этапе является целостное выполнение упражнения. Процесс разучивания существенно ускоряется, если удается обеспечить занимающихся срочной информацией о качестве его выполнения. К таким приемам можно отнести упражнения перед зеркалом, использование звуковых ориентиров (хлопков, ударов в бубен). Повышению активности детей способствует изменение условий выполнения упражнений, постановка двигательных задач. С этой целью применяется соревновательный метод с установкой на лучшее исполнение. Другим эффективным методом является запоминание упражнения с помощью представления – «идеомоторной тренировки». В этом случае дети создают двигательные представления изучаемого упражнения сначала под музыку, а затем без нее. Это содействует быстрому освоению упражнения. Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка, переходом его в умение высшего порядка. Здесь применяется весь комплекс методов предыдущего этапа, однако ведущую роль приобретают методы разучивания в целом – соревновательный и игровой. Этап совершенствования упражнения можно считать завершенным только тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей. Формы и методы проведения занятий 1. Словесные методы обучения: устное изложение; беседа; вопросы; освоение терминологии. 2. Наглядные методы обучения: показ видеоматериалов, иллюстраций; показ, исполнение педагогом; наблюдение; работа по образцу и др. 3. Практические методы обучения: тренинг; упражнения, этюды; практическая отработка, совершенствование движений. 4. Игровые методы: игропластика; игровой стретчинг; игровой самомассаж; музыкально-подвижные игры и др. Дидактический материал, используемый в процессе организации занятий: фотографии, литература по хореографии, ритмике, пластике, танцу, видео-аудиозаписи, словари терминов. 29 3.3. Организационные условия Возможные формы организации деятельности воспитанников на занятии: групповая; индивидуально-групповая. Формы проведения занятий: занятие-игра, репетиция, конкурс, творческая встреча, концерт, праздник, фестиваль и др. 3.4 Материально-технические условия Занятия по хореографии проводятся в музыкальном зале МБДОУ, расположенном на первом этаже здания. Для успешного осуществления программы имеется следующее оборудование и атрибуты: музыкальный центр – 1шт.; мультимедийный проектор – 1 шт.; экран – 1 шт.; цифровое пианино – 1 шт.; стулья детские – 40 шт.; обручи – 20 шт.; мячи – 20 шт.; скакалки – 20 шт.; ленты – 20 шт.; гимнастические палки – 20 шт. Форма для занятий: Девочки: белые футболки, юбки, носочки, удобная для занятий мягкая танцевальная обувь (чешки), волосы хорошо подобраны. Мальчики: белые футболки, черные шорты, мягкая обувь – чешки. 3.5 Календарный учебный график Образовательный период осуществляется с 01 сентября по 31 мая. Количество полных недель на реализацию программы дополнительного образования в группах с 2 до 7 лет составляет 37 недель. Мониторинг осуществляется на основе анализа достижения детьми планируемых результатов освоения программы: с 01 по 13 сентября мониторинг – с 19 по 31 мая итоговый мониторинг – Мониторинг достижения детьми планируемых результатов проводится без прекращения образовательного процесса. Программа дополнительного образования рассчитана на следующие возрастные ступени: от 2 до 4 лет первая и вторая младшая группа от 4 до 5 лет средняя группа 30 от 5 до 6 лет старшая группа от 6 до 7 лет подготовительная группа Распределение нагрузки (продолжительность образовательной деятельности) в неделю в группах осуществляется следующим образом: Занятия проводятся во второй половине дня: для детей 2-4 лет – 1 раз в неделю по 15 минут. для детей 4-5 лет – 1 раз в неделю по 20 минут. для детей 5-6 лет – 1 раз в неделю по 25 минут. для детей 6-7 лет – 1 раз в неделю по 30 минут. Календарный учебный график Дополнительной общеразвивающей программы «Хореография» Группа/возраст Количество занятий в неделю Модуль 1 Количество часов в неделю Модуль Модуль Модуль 2 3 4 Первая и Вторая младшая /2-4 лет 1 0.4 0.5 0.1 0.5 0.5 15 минут Средняя/4-5 лет 1 0.4 0.5 0.1 0.5 0.5 20 минут Старшая/5-6 лет 1 0.4 0.5 0.1 0.5 0.5 25 минут Подготовительная /6-7 лет 1 0.4 0.5 0.1 0.5 0.5 30 минут Модуль 5 Длительность занятий Модуль 1 «Встаньте дети, встаньте в круг» Модуль 2 «Ритмические упражнения» Модуль 3 «Этикет танца» Модуль 4 «Танцевальные элементы и композиции» Модуль 5 «Репертуар» 3.6. Учебный план Дополнительной общеразвивающей программы «Хореография» Совместная образовательная деятельность проводятся с 1 сентября по 31 мая в течение 37 учебных недель, начинается с 18.00. Полный курс по данной программе проходят дети с 2 до 7 лет. Учебный план для детей 2-4 года Модуль Тема «Встаньте дети, Постановка корпуса встаньте в круг» Ходьба Бег Прыжки Кол-во часов Теория Практика Итого 0,2 0,3 0,5 0,3 1,0 1.0 2,0 1.0 1,2 1,3 2,5 1,3 31 Подскоки Притопы Упражнения для кистей, пальцев и рук Упражнения для головы Партерная гимнастика Упражнения для корпуса Итого «Ритмические Танцевальные движения упражнения» Парные движения Упражнения с предметами Ориентация в пространстве Итого «Этикет танца» Поклон Итого «Танцевальные Работа над мимикой лица Этюды элементы и композиции» Слушанье музыки Итого «Репертуар» «Лявониха» «Полька - шутка» «Прощаться-здороваться» «Пляска парами» «Толстушки» «Веселые ладошки» «Танец кукол» «Танец с мячиком» «Пляска с султанчиками» «Куклы-неваляшки» «Кузнечик» Итого Итого по всем разделам 0,4 0,3 0,5 0,5 0,8 0,2 4,0 1,5 1.5 1,0 1.0 5,0 1,0 1,0 2,0 2,0 1,0 5,0 0,4 0,4 0,4 0,4 0,5 0,5 0,5 0.5 0.4 0,5 0,5 5.0 20,0 1,0 1,0 0,5 0,5 1.5 0,5 10,0 2,5 2,5 4,0 3,0 12,0 4,0 4,0 3,0 2,0 5,0 10,0 0,8 0.8 1.0 1,2 1,0 1.2 1.0 1.5 1.0 1.5 1,0 12,0 48,0 1,4 1,3 1,0 1,0 2,3 0,7 14,0 4,0 4,0 5,0 4,0 17,0 5,0 5,0 5,0 4,0 6,0 15,0 1,2 1,2 1,4 1,6 1,5 1,1 1,5 2,0 1,4 2,0 1,5 17,0 68,0 Учебный план для детей 4-5 лет Модуль Тема «Встаньте дети, Постановка корпуса встаньте в круг» Ходьба Бег Прыжки Подскоки Притопы Упражнения для кистей, пальцев и рук Упражнения для головы Кол-во часов Теория Практика Итого 0,2 0,3 0,5 0,3 0,4 0,3 0,5 0,5 1,0 1.0 2,0 1.0 1,0 1,0 0,5 0,5 1,2 1,3 2,5 1,3 1,4 1,3 1,0 1,0 32 Партерная гимнастика Упражнения для корпуса Итого «Ритмические Танцевальные движения упражнения» Парные движения Упражнения с предметами Ориентация в пространстве Итого «Этикет танца» Поклон Итого «Танцевальные Работа над мимикой лица Этюды элементы и композиции» Слушанье музыки Итого «Репертуар» «Лявониха» «Полька - шутка» «Прощаться-здороваться» «Пляска парами» «Толстушки» «Веселые ладошки» «Танец кукол» «Танец с мячиком» «Пляска с султанчиками» «Куклы-неваляшки» «Кузнечик» Итого Итого по всем разделам 0,8 0,2 4,0 1,5 1.5 1,0 1.0 5,0 1,0 1,0 2,0 2,0 1,0 5,0 0,4 0,4 0,4 0,4 0,5 0,5 0,5 0.5 0.4 0,5 0,5 5.0 20,0 1.5 0,5 10,0 2,5 2,5 4,0 3,0 12,0 4,0 4,0 3,0 2,0 5,0 10,0 0,8 0.8 1.0 1,2 1,0 1.2 1.0 1.5 1.0 1.5 1,0 12,0 48,0 2,3 0,7 14,0 4,0 4,0 5,0 4,0 17,0 5,0 5,0 5,0 4,0 6,0 15,0 1,2 1,2 1,4 1,6 1,5 1,1 1,5 2,0 1,4 2,0 1,5 17,0 68,0 Учебный план для детей 5-6 лет Модуль Тема Постановка корпуса «Встаньте дети, Ходьба встаньте в круг» Бег Прыжки Подскоки Притопы Упражнения для кистей, пальцев и рук Упражнения для головы Партерная гимнастика Упражнения для корпуса Итого Танцевальные движения Кол-во часов Теория Практика Итого 0,2 0,3 0,5 0,3 0,4 0,3 0,5 0,5 0,8 0,2 4,0 1,5 1,0 1.0 2,0 1.0 1,0 1,0 0,5 0,5 1.5 0,5 10,0 2,5 1,2 1,3 2,5 1,3 1,4 1,3 1,0 1,0 2,3 0,7 14,0 4,0 33 «Ритмические Парные движения упражнения» Упражнения с предметами Ориентация в пространстве Итого «Этикет танца» Поклон Итого «Танцевальные Работа над мимикой лица Этюды элементы и композиции» Слушанье музыки Итого «Репертуар» «Лявониха» «Полька - шутка» «Прощаться-здороваться» «Пляска парами» «Толстушки» «Веселые ладошки» «Танец кукол» «Танец с мячиком» «Пляска с султанчиками» «Куклы-неваляшки» «Кузнечик» Итого Итого по всем разделам 1.5 1,0 1.0 5,0 1,0 1,0 2,0 2,0 1,0 5,0 0,4 0,4 0,4 0,4 0,5 0,5 0,5 0.5 0.4 0,5 0,5 5.0 20,0 2,5 4,0 3,0 12,0 4,0 4,0 3,0 2,0 5,0 10,0 0,8 0.8 1.0 1,2 1,0 1.2 1.0 1.5 1.0 1.5 1,0 12,0 48,0 4,0 5,0 4,0 17,0 5,0 5,0 5,0 4,0 6,0 15,0 1,2 1,2 1,4 1,6 1,5 1,1 1,5 2,0 1,4 2,0 1,5 17,0 68,0 Учебный план для детей 6-7 лет • Модуль Тема «Встаньте дети, Постановка корпуса встаньте в круг» Ходьба Бег Прыжки Подскоки Притопы Упражнения для кистей, пальцев рук Упражнения для головы Партерная гимнастика Упражнения для корпуса Итого «Ритмические Танцевальные движения упражнения» Парные движения Упражнения с предметами Ориентация в пространстве Итого «Этикет танца» Поклон Итого Работа над мимикой лица Этюды Теория 0,2 0,3 0,5 0,3 0,4 0,3 0,5 0,5 0,8 0,2 4,0 1,5 1.5 1,0 1.0 5,0 1,0 1,0 2,0 2,0 Кол-во часов Практика 1,0 1.0 2,0 1.0 1,0 1,0 0,5 0,5 1.5 0,5 10,0 2,5 2,5 4,0 3,0 12,0 4,0 4,0 3,0 2,0 Итого 1,2 1,3 2,5 1,3 1,4 1,3 1,0 1,0 2,3 0,7 14,0 4,0 4,0 5,0 4,0 17,0 5,0 5,0 5,0 4,0 34 «Танцевальные Слушанье музыки элементы и композиции» «Репертуар» «Полька-тройка» «Разноцветная игра» «Кузнечик» «Танец Гномов» «Северное сияние» «Танец с балалайками» «Танец Муравьишек» «Полянка» «Резвые лошадки» «Упала шляпа» «Миллион алых роз» Итого Итого Итого по всем разделам 1,0 5,0 0,4 0,4 0,4 0,4 0,5 0,5 0,5 0.5 0.4 0,5 0,5 5.0 20,0 5,0 10,0 0,8 0.8 1.0 1,2 1,0 1.2 1.0 1.5 1.0 1.5 1,0 12,0 48,0 6,0 15,0 1,2 1,2 1,4 1,6 1,5 1,1 1,5 2,0 1,4 2,0 1,5 17,0 68,0 3.7. Оценочные материалы Для выстраивания индивидуальной траектории развития каждого ребенка и оптимизации взаимодействия с группой детей были выделены содержательные характеристики хореографической деятельности. Результатом реализации программы могут быть следующие целевые ориентиры: использует выразительные средства в танцевальных и гимнастических композициях в соответствии заданной музыке; самостоятельно отображает в движении основные средства музыкальной выразительности; передает свой опыт младшим, способен организовать игровое общение с другими детьми; импровизирует с использованием оригинальных и разнообразных движений; точно и правильно исполняет движения в танцевальных и гимнастических композициях. Методы отслеживания результативности программы: 1. «Включённое» наблюдение. Многократные наблюдения, их анализ позволяют сделать обоснованные выводы. 2. Изучение результатов творческой деятельности воспитанников (участия в концертах, праздниках, спортивных массовых мероприятиях, соревнованиях). Содержательные характеристики 1. Чувство ритма 1) передача в движении характера знакомого музыкального произведения (3-х частная форма): 1 уровень 2 уровень 3 уровень смену движений производит производит смену ребёнок самостоятельно, с запаздыванием, движения движений с запаздыванием чётко производит смену (по показу других детей), движений, движения 35 не соответствуют характеру движения соответствуют соответствуют характеру музыки. характеру музыки; музыки; 2) передача в движении характера незнакомого музыкального произведения (фрагмента) после предварительного прослушивания: движения не движения соответствуют движения соответствуют соответствуют характеру, характеру музыки, но характеру музыки, темпу и ритму музыки, недостаточная эмоциональное отсутствие эмоций при эмоциональность при выполнение движений; движении. выполнении движений; 3) соответствие ритма движений ритму музыки: движение выполняется не выполнение движений с чёткое выполнение ритмично ошибками движений 4) координация движений и внимание («ритмическое эхо со звучащими жестами»): ребёнок выполняет все допускает 1-2 ошибки не справляется с заданием движения без ошибок 2. Воспроизведение ритма 1) воспроизведение ритма песни шагами: допускает много ошибок верно воспроизводит ритм или не справляется с песни шагами на месте заданием. 2) воспроизведение ритмических рисунков в хлопках допускает более 50% ошибок при воспроизведении ритмического рисунка допускает 2-3 ошибки; верно воспроизводит ритм песни шагами на месте и в движении по залу; ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок; 3. Творчество 1) сочинение ритмических рисунков: Пассивен при сочинении ритмического рисунка, не проявляет творчества 2) танцевальное: не чувствует характер музыки, движения не соответствуют темпу и ритму музыки ритмический рисунок носит эмоционально выразительный характер ; ребёнок сам сочиняет и оригинальные ритмически рисунки, творчески подходит к придумыванию ритмического рисунка; чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за другими, движения соответствуют характеру музыки; – ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в движении; самостоятельно использует знакомые движения или придумывает свои; движения выразительны Результаты заносятся в карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка. Формой подведения итогов реализации данной дополнительной образовательной программы так же являются: конкурсы на лучшее исполнение сольного и коллективного танца; 36 праздничные выступления; фольклорные праздники («Масленица» и т.д.); развлечения и досуги («Осенины», «Посиделки на завалинке»); отчётные концерты; участие в смотрах, конкурсах; поступление ребенка в танцевальные студии. 3.8. Методические материалы 1. Барышникова Т. А. «Азбука хореографии» - М., 1999 г. 2. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» - г. Санкт – Петербург 2000 г. 3. Егоров В. Н. «Расскажи стихи руками» - М., 1992 г. 4. Каплунова И.А, Новоскольцева И.Н. «Потанцуй со мной дружок» - М., 2005 г. 5. Слуцкая С.Л. «Танцевальная мозаика - хореография в детском саду» - М., 2006 г. 6. Суворова Т.В. «Танцевальная ритмика» - М., 2006 г. 7. Фирилёва Ж.Ё., Сайкина Е.Г. «Са-фи-дансе - танцевально-игровая гимнастика для детей» - М., 2008г. 8. Шершнев В.Г. «От ритмики к танцу» Развитие художественно-творческих способностей детей 4-7 лет средствами ритмики и хореографии – М., 2008г. 37