Анотация к ДОП-ДОП художественной направленности Изо-студия Палитра радости

Управление образования Верх-Исетского района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад комбинированного вида № 27
620034, г. Екатеринбург ул. Опалихинская 29 а. тел. /факс: (343) 245-45-41 Email: mbdou27-ekb@yandex.ru, сайт:
27.tvoysadik.ru

Аннотация к
дополнительной общеобразовательной программе дополнительной общеразвивающей программе
ИЗО-студия

«Палитра радости»
для детей от 3 – 7 лет
направление: художественная
(ДОП-ДОП художественной направленности
ИЗО-студия «Палитра радости»)

срок реализации: 4 года

Современное общество глубоко заинтересовано в художественно-эстетическом
воспитании подрастающего поколения. Художественно-эстетическое воспитание является
неотъемлемой частью в формировании всесторонне развитой и гармоничной личности.
Начавшись в раннем дошкольном возрасте, оно в дальнейшем содействует человеку в
развитии его способностей: замечать прекрасное в окружающих предметах и явлениях,
постигать посредством собственной изобразительной деятельности их сущность, выражать
свои чувства от общения с искусством, а иногда и самому создавать художественные
произведения. В связи с этим значение изобразительного искусства понимается в
настоящее время как важнейший аспект эстетического воспитания детей.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на
эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства. Образы детского
изобразительного творчества рассматриваются как художественные, если в них находят
отражение жизненные обобщения. Художественный образ лежит в основе передаваемого
детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе
эстетического воспитания. Художественные образы аккумулируют достижения детей в
познавательной, эстетической, эмоциональной и социальной сферах. Основу
художественного образа составляют «три кита» - эмоциональность, интерес, активность
(Е.А. Флерина).
Специфика формирования эстетического отношения определяется в первую очередь
способами восприятия мира ребенком (А.В. Бакушинский) и обусловливается
особенностями его внутреннего мира – такими, как повышенная эмоциональная
отзывчивость, синкретичность мировосприятия, острота видения (О.Л. НекрасоваКаратаева); глубина художественных впечатлений, обусловленная их первичностью и
новизной (К.Д. Ушинский); искренность, правдивость, содержательность, яркость,
красочность воспринимаемых и создаваемых образов; стремление к экспериментированию
при эстетическом освоении мира (Е.А. Флерина).
Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство
формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами
разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической
деятельности.
Главной целью художественно-эстетического развития детей является актуализация
творческой активности через совершенствование и обогащение культурного пространства,
посредством интеграции разных видов детской творческой деятельности.
Новизна и актуальность Программы – в интеграции разных видов изобразительного
искусства и художественной деятельности детей, обеспечивающих оптимальные условия
для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в
соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
Интеграция видов художественной деятельности наиболее эффективно
обеспечивает потребность каждого ребенка свободно проявлять свои способности и
выражать интересы, поскольку, с одной стороны, дает более многоплановое и динамичное
художественное содержание и, с другой стороны, менее привязана к стандарту (стереотипу)
в поиске замыслов, выборе материалов, техник, форматов, что обеспечивает высокий
творческий потенциал; привносит в деятельность детей разнообразие и новизну.
Взаимодействие различных видов изобразительных искусств и художественной
деятельности в едином образовательном пространстве ДОУ открывает новый путь
художественного освоения действительности в дошкольном детстве. В условиях
интеграции изобразительная деятельность выступает как социально-педагогическое
явление, которое, с одной стороны, формирует творческую личность каждого ребенка,
обеспечивает развитие его самосознания, обеспечивает возможности самореализации и, с
другой стороны, обеспечивает формирование положительно устойчивых взаимодействий
ребенка в сотворчестве со сверстниками и взрослыми. Стержневым основанием каждого
блока выступает художественный образ, который дети воспринимают в процессе

знакомства с произведениями искусства (подлинниками) и творчески создают в разных
видах художественной деятельности.
В эстетическом развитии детей центральной является способность ребенка к
восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа
(в рисунке, лепке, аппликации, конструкции, сочинительстве), который отличается
оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью. Эти показатели относятся
как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности. Таким образом,
интегрированный подход позволяет:
 оптимизировать художественное воспитание в ДОУ;
 улучшить качественные характеристики образов, создаваемых детьми;

повысить креативность, инициативность, самостоятельность и
ответственность каждого ребенка.
Цели и задачи реализации Программы
Цель программы – Опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию
инициативы, воображения и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и
увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды
изобразительной и прикладной деятельности.
Основные задачи:
1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях
искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
2. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными
материалами и инструментами.
3.
Ознакомление
с универсальным
«языком»
искусства —средствами
художественно-образной выразительности.
4. Развитие творческих способностей в продуктивных видах деятельности.
5. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
6. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей
в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
Задачи первого и второго года обучения
- Формировать первые представления о прекрасном в жизни и искусстве,
способность воспринимать его.
- Формировать
художественно-образные представления и
мышление,
эмоционально-чувственное отношение к предметам и явлениям действительности,
эстетический вкус, эмоциональную отзывчивость на прекрасное.
- Познакомить детей с новыми техниками: квиллингом, торцеванием, лепкой из
соленого теста, бумагопластикой, пластилиновыми картинками.
- Выявлять и развивать творческие способности.
- Формировать практические навыки работы в различных видах художественной
деятельности.
- Развивать сенсорные способности, восприятие, чувства цвета, ритма.
Задачи третьего года обучения:
- Выявлять творческие способности, развивать изобразительные навыки ребенка.
- Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать
с ними.
- Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что
для них интересно или эмоционально значимо.
- Создавать условия для освоения цветовой палитры. Учить смешивать краски для
получения новых цветов и оттенков.
Задачи четвертого года обучения:

- Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность
и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию
содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.
- Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к
изобразительным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных
знаний.
- Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его
деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам
детского сада).
Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание
включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации, а
также ручному труду у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства,
художественное
восприятие,
совершенствуются
навыки
изобразительного
и
конструктивного творчества.
Принципы и подходы к формированию Программы
Представляется целесообразным выделение нескольких групп принципов
формирования программы:
Программа сформирована с учетом принципов, составляющих основу ФГОС ДО
(Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10. 2013 №
1155), которые уточняются в связи со спецификой реализации программы, а именно
принципы:
– поддержки разнообразия детства, сохранения уникальности и самоценности
дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
– полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства,
амплификации (обогащения) детского развития;
– создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в
соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
– содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их
взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
– приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
– поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
– формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через
его включение в различные виды деятельности;
– учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Кроме общих принципов, сформулированных в ФГОС, можно выделить и
специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической
деятельности:
 принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
 принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной
деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных
возрастов;
 принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской
активности;
 принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной
деятельности;
 принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание
человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
 принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;

 принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы
для развития образных представлений;
 принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий,
направленных на создание выразительного художественного образа;
 принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и
деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
Дидактические принципы построения и реализации Программы
Общепедагогические принципы, обусловленные единством воспитательно образовательного пространства ДОУ:
 принцип культуросообразности: построение и/или корректировка универсального
эстетического содержания программы с учетом региональных культурных традиций;
 принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания
программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный
момент времени;
 принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка
задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от
близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
 принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с
постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;
 принцип оптимизации и гуманизации образовательного процесса;
 принцип развивающего характера художественного образования;
 принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественнотворческого развития детей с учётом возрастных особенностей и индивидуальных
способностей;
 принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на
интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
1.1.3. Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста, значимых для
реализации программы
С трех лет воображение только начинает развиваться, и прежде всего, в игре.
Малыш действует с одним предметом и воображает на его месте другой: палочка вместо
ложечки, камушек вместе мыла, стул – машина для путешествий и т. д.
Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется
изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы
предметов. Работы схематичны, детали отсутствуют. В лепке дети могут создавать
изображение путем отщипывания, отрывания комков, скатывания их между ладонями и на
плоскости и сплющивания. В аппликации - располагать и наклеивать готовые изображения
знакомых предметов, меняя сюжеты, составлять узоры из растительных и геометрических
форм, чередуя их по цвету и величине. Конструирование носит процессуальный характер.
Ребенок может конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции
из 2 - 3 частей.
Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное
сотрудничество. Действия ребенка приобретают целенаправленный характер. Дети данного
возраста начинают действовать в соответствии с заранее поставленной педагогом целью.
Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям
взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия
детей, направленные на выполнение определенного задания.
К четырем-пяти годам в продуктивной деятельности дети эмоционально
откликаются на художественные произведения, произведения изобразительного искусства,
в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния
людей, животных. Продолжает развиваться воображение

Важным показателем развития ребенка-дошкольника является изобразительная
деятельность. Круг изображаемых предметов довольно широк. В рисунках появляются
детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют
простейшими техническими умениями и навыками. Конструирование начинает носить
характер продуктивной деятельности: дети замышляют будущую конструкцию и
осуществляют поиск способов её исполнения. Могут изготавливать поделки из бумаги,
природного материала. Начинают овладевать техникой работы с ножницами. Составляют
композиции из готовых и самостоятельно вырезанных простых форм. Изменяется
композиция рисунков: от хаотичного расположения штрихов, мазков, форм дети переходят
к фризовой композиции – располагают предметы ритмично в ряд, повторяя изображения по
несколько раз.
К пяти – шести годам наступает новая фаза эстетического развития, характеризующаяся
большей степенью осознанности и устойчивости эстетических представлений, чувств, оценок,
деяний. Формирующийся на этом этапе эстетический опыт оказывается наиболее прочным и
приобретает характер установки.
В старшем дошкольном возрасте происходит наиболее активное усвоение ребёнком
сенсорного опыта, овладение выразительными средствами, изобразительными материалами, а так
же познание окружающего и формирование эстетической «картины мира», что подтверждается
данными исследований педагогов и психологов. Огромные психофизиологические резервы этого
периода детства обеспечивают интенсивность развития различного рода умственных,
практических и художественных способностей.
Особенности возраста не позволяют строить творческую деятельность детей с опорой
лишь на конкретную деятельность, без подкрепления любого продуктивного вида деятельности
словом, пластическим движением, проигрыванием. Без того ребенку сложно раскрыть, объяснить
желаемое действие. В силу возрастных особенностей маленький ребёнок легко перевоплощается,
активно общается и быстро включается в игру, увлекаясь придуманным образом, действием.
Поэтому любой вид творческой работы детей целесообразно подкреплять другими видами
художественной деятельности (словом, жестом, игровой ситуацией, игрой – драматизацией и пр.).
Интеграция видов художественно – эстетической деятельности в дошкольном детстве
имеет естественный характер. Дети дошкольного возраста часто самостоятельно интегрируют
виды изобразительной деятельности. Особенно ярко это проявляется в деятельности
экспериментирования с художественными материалами (бумагой, глиной), инструментами
(карандашами, кисточками, стеками) и в процессе освоения способов создания образа и средств
художественной выразительности. Так дошкольники разных возрастов с увлечением
рассматривают и обследуют натуру, предложенную для рисования или лепки, изучают «на глаз»
и тактильно (ощупывая руками) художественные материалы, формы поверхности; осваивают
самыми разными приёмами особенности красок, бумаги, карандаша, пастели, восковых мелков,
ткани, листьев.
В возрасте шести – семи лет происходит расширение и углубление представлений детей
о форме, цвете, величине предметов. Дошкольник может различать не только основные цвета
спектра, но и их оттенки как по светлоте (например, красный и темно - красный), так и по
цветовому тону (например, зеленый и бирюзовый). То же происходит и с восприятием формы –
ребёнок успешно различает как основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг и
т.п.), так и их разновидности, например, отличает овал от круга, пятиугольник от шестиугольника,
не считая при этом углы, и т.п. При сравнении предметов по величине старший дошкольник
достаточно точно воспринимает даже не очень выраженные различия. Ребенок уже
целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он
ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.).
Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее,
а с другой стороны – более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное
фантазирование детей младших возрастов. Вместе с тем развитие способности к продуктивному
творческому воображению и в этом возрасте нуждается в целенаправленном руководстве со

стороны взрослых. Без него сохраняется вероятность того, что воображение будет выполнять
преимущественно аффективную функцию, т.е. оно будет направлено не на познание
действительности, а на снятие эмоционального напряжения и на удовлетворение
нереализованных потребностей ребенка.
В этом возрасте продолжается развитие наглядно – образного мышления, которое
позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных
средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и
явлений. Художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью в
определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно
развитым эмоционально – выразительными и техническими умениями.
Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и
жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов
и исполнителей).
Художественно – эстетический опыт позволяет дошкольникам понимать художественный
образ, представленный в произведении, пояснять использование средств выразительности,
эстетически оценивать результат художественной деятельности.
В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно
следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который
теперь становится опережающим. Она способны изображать все, что вызывает у них интерес.
Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают
множество деталей. Это могут быть не только изображения отдельных предметов и сюжетные
картинки, но иллюстрации к сказкам, событиям. Совершенствуется и усложняется техника
рисования. Дети могут передавать характерные признаки предмета: очертания формы,
пропорции, цвет. В рисовании они могут создавать цветовые тона и оттенки, осваивать новые
способы работы гуашью (по – сырому и сухому), использовать способы различного наложения
цветового пятна, а цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к
изображаемому или выделения в рисунке главного. Им становятся доступны приемы
декоративного украшения).
В лепке дети могут создавать изображения с натуры и по представлению, также передавая
характерные особенности знакомых предметов и используя разные способы лепки (пластический,
конструктивный, комбинированный).
В аппликации дошкольники осваивают приемы вырезания одинаковых фигур или деталей
из бумаги, сложенной пополам, гармошкой. У них проявляется чувство цвета при выборе бумаги
разных оттенков.
Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям,
собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их
архитектурными деталями; делать игрушки путем складывания бумаги в разных направлениях;
создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного
материала.
Наиболее важным достижением детей 6 - 7 лет является овладение композицией
(фризовой, линейной, центральной) с учетом пространственных отношений, в соответствии с
сюжетом и собственным замыслом. Они могут создавать многофигурные сюжетные композиции,
располагая предметы ближе, дальше.
Дети проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой,
хотя помощь педагога им еще нужна.
Общее направление деятельности связано с обогащением художественного опыта детей,
освоением базовых техник рисования, аппликации, лепки, художественного конструирования и
труда, свободным экспериментированием с художественными материалами и инструментами.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».