Управление образования Верх-Исетского района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 27 620034, г. Екатеринбург ул. Опалихинская 29 а. тел. /факс: (343) 245-45-41 Email: mbdou27-ekb@yandex.ru, сайт: 27.tvoysadik.ru Дополнительная общеобразовательная программа Дополнительная общеразвивающая программа Шахматы «Раз, два и в дамки» для детей от 4 до 7 лет направление: физкультурно-спортивное (ДОП - ДОП физкультурно-спортивной направленности Шахматы "Раз, два и в дамки") срок реализации: 3 года автор составитель: педагог дополнительного образования Шипунова Анна Алексеевна г. Екатеринбург 2021 Содержание I. Целевой раздел: 1.1.Пояснительная записка 1.2. Цель и задачи программы 1.3.Планируемые результаты освоения программы II.Содержательный раздел: 2.1.Содержание работы 2.2. Содержание программы для детей от 4 -5 лет 2.3. Содержание программы для детей от 5 - 7 лет III.Организационный раздел 3.1. Тематическое планирование 3.2. Материально техническое оснащение 3.3. Оценочные и методические материалы 3.4.Методическое оснащение Приложение 1 Приложение 2 3 3 4 4 6 6 7 8 11 11 12 13 15 2 I. 1.1. Целевой раздел: Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа «Раз, два и в дамки» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада комбинированного вида № 27 (далее Программа) направлена на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей воспитанников в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом совершенствовании. Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Шашки по праву признана одной из самых интеллектуальных игр, поэтому, прежде всего, она стимулирует мыслительную деятельность детей, способствует их логическому мышлению, развивает пространственное воображение, память и внимание, что очень важно для подготовки к школе. Поскольку большая часть детей в дошкольном возрасте по своей природе очень подвижны и активны, и им трудно сосредоточить свое внимание на продолжительное время, то эта волшебная игра ненавязчиво формирует у них такое качество, как усидчивость. А также эта игра воспитывает в детях такие немаловажные для их будущей жизни качества, как умение самостоятельно думать и нести ответственность за принятое решение, адекватно относиться к неудачам и поражениям. Более того, работа в кружке предусматривает совместную деятельность детей, что совершенствует навыки общения, воспитывает доброжелательное отношение детей друг к другу, тем самым создавая благоприятный эмоциональный фон в группе. Экспериментальные исследования совпадают с выводами практиков: игра в шашки может занять определенное место в педагогическом процессе. Дети, проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Игра в шашки развивает логическое мышление, смекалку, сообразительность, вырабатывает умение мыслить абстрактно, развивает умение мыслить в уме и развивает память. Перейдя от взрослых к детям, эта игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного. Кроме того, обучение игре в шашки помогает выявить дарования. Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, история шашек, участие в соревнованиях. Современный мир меняется очень быстро, меняются и дети, растущие в этом мире. Согласно ФГОС ДОУ «одна из важнейших задач воспитания – полноценное развитие личности ребенка, формирование и развитие адаптивных возможностей детей, подготовка их к дальнейшей социализации». Ведущая идея данной программы – создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. При разработке Программы разработчик составитель руководствовался социальным заказом семей воспитанников на качество, вид, направленность 3 образовательных услуг, полученным в результате анкетирования родителей, а также следующими нормативными документами: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от 17.02.2021. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. 3. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормы и требования к безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 4. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 5. Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад комбинированного вида № 27. 6. Приказ Минобрнауки России № 1008 от 29 августа 2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 1.2. Цель и задачи программы Раскрытие интеллектуального, нравственного и волевого потенциала личности воспитанников в процессе обучения игре в шашки. Задачи программы - Познакомить с техникой игры в шашки. - Формировать знания о простых комбинациях, умение применять их на практике. - Развивать умственные способности: логическое, аналитическое, образное мышление, умение производить расчеты на несколько ходов вперед. - Развивать умение ориентироваться на плоскости. - Развивать речь дошкольников, обогащая ее новыми словами. - Способствовать всестороннему физическому развитию дошкольника, развитию стремления к самостоятельности, навыков культуры поведения. - Воспитывать отношение к игре шашки, как к серьезному полезному занятию, имеющему спортивную и творческую направленность. - Воспитывать настойчивость, целеустремленность, уверенность и волю к победе. - Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, умение ждать, радоваться достигнутому результату, сопереживать. - Воспитывать желания участвовать в шашечных турнирах. 1.3. Планируемые результаты освоения программы: Дети будут знать: - Шашечные термины; - Правила игры в шашки; - Основные технические приемы; 4 - О технике безопасности ; Дети будут уметь: - Правильно размещать доску между партнерами; - Правильно расставлять шашки, диагональ, вертикаль, горизонталь; - Ориентироваться на шашечной доске; - Применять на практике правило игры; - Следить за ходами противника, поправлять его; - Решать простейшие комбинации; - Расставлять позиции с заданными условиями; - Производить расчет на несколько ходов вперед; - Рассчитывать соотношение сил. 5 II. Содержательный раздел: 2.1. Шахматная доска и фигуры Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юнного шашиста. Понятие о здоровом образе жизни. Шахматная доска. Поля, линии, их обозначения. Легенда о возникновении шашек. 2. Ходы и взятия фигур Упражнения на выполнения ходов пешками. Дидактические игры по маршруту их взятия с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. 3. Цель и результат шашечной партии Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучению алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выйгрыш в различное количество ходов. 4. Общие принципы разыгрывание партии Понятие о шашечном турнире. Правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правило поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика. 5. Особенности хода «дамки» Упражнения на выполнения ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. 6. Тактические приемы и особенности их применения Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связок и защиты от нее. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия, освобождения пространства, уничтожение защиты. Понятие о комбинации. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и неизвестную темы. 7. Шашечный турнир Показательные выступления опытных спортсменов. 8. Игра «уголки» 9. Игра «поддавки» 10. Подведение итогов года. Структура занятия: Все занятия состоят из трех частей: подготовительной (ОРУ),основной, заключительной. 6 2.2. Содержание программы (средняя группа 4-5 лет) № Темы Содержание разделов программы 1. Шахматная доска и фигуры (2) 2. Правила поведения при игре в шашки (1) 3. Ходы и взятие фигур (4) Повторение. Закрепление 4. Цель и результат шашечной партии (4) 5. Общие принципы разыгрывания партии (6) 6. Понятие о шашечном турнире (1) 7. Игровая практика (1) 8. Анализ игровой практики (1) 9. Особенности хода дамки (2) Количеств о часов Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки ребенка. Шахматная доска, поля, линии, их обозначение, легенда о возникновении шашек. Основа успешной партии – правильное поведение во время игры. Основные правила. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту, ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья. Упражнения на выигрыш в различное количество ходов. Анализ учебных партий, игровая практика. 2 Шашечные турниры, цель, правила проведения Применение 1 Упражнения на выполнение ходов «дамкой». Тренировочные упражнения. 10. Дамка против простых Умение использовать дамку шашек (2) против простых шашек. Тактические приемы и Слабость крайней горизонтали, 11. особенности их двойной удар, открытое применения (2) нападение. Завлечение, Решение тестовых отвлечение, разрушение позиций пешечного перекрытия, 1 4 4 6 1 1 2 2 2 7 12. Понятие о комбинации (2) Игровая практика (2) освобождение пространства, уничтожение защиты. Тактические удары, применение в игровой практике Понятие о комбинации. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары. Анализ игровых парий 2 2 13. Игра «уголки» (2) 14. Знакомство, отличия от игры в шашки, правила игры. 2 32ч. 2.3. Содержание программы (старшая подготовительная группа 5-7 лет) № Темы Содержание разделов Количеств программы о часов 1. Введение. Элементы стратегии шашечной игры. (Теория и практика) (2) 2. Шашечная терминология (1) О шашках. Значение общего плана 2 игры в партии. Приемы выбора наиболее выгодного плана. Шашечная терминология. 1 Использование в игре шашечной терминологии. 3. Тактика окружения. Тактика окружения (охвата) 2 Использование неприятельских сил. отсталых и Принципы правильного и изолированных последовательного окружения шашек. (2) центральной позиции. Окружение как защитительная тактика. 4. Практическое Игровая практика 2 закрепление материала (2) 5. Цель и результат Способы защиты. Открытые и 2 шашечной партии (2) двойные ходы. Обучение алгоритму хода. 6. Шашечная комбинация Роль комбинации в шашечной 2 игре. Цели комбинации. Идейное содержание комбинации. Понятие о финальном ударе. Логическая связь мотива, идеи и механизма 8 комбинации. Способы нахождения и подготовки комбинации путем сочетания ее мотива, идеи и механизма. Как изучать технику проведения комбинаций. 7. Игровая практика (2) Прикосновение к шашке, выигрыш, ничья. Упражнения на выигрыш в различное количество ходов. 8. Способы нахождения Роль комбинации в шашечной и подготовки игре. Цели комбинации. Идейное шашечной содержание комбинации. Понятие комбинации о финальном ударе. (2) Логическая связь мотива, идеи и механизма комбинации. Способы нахождения и подготовки комбинации путем сочетания ее мотива, идеи и механизма. Как изучать технику проведения комбинаций. 9. Способы защиты. Способы защиты. Открытые и Закрепление (2) двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Прикосновение к шашке, выигрыш, ничья. Упражнения на выигрыш в различное количество ходов. 10. Практическое Игровая практика закрепление материала (2) 11. Анализ учебных Правила поведения при игре в партий, игровая шашки. Общие принципы практика. (2) разыгрывания партии 12. Общие принципы Понятие о шашечном турнире. разыгрывания партии Правила поведения при игре в (3) шашки. Анализ учебных партий, игровая практика. 13. Атака и защита Что означает атака в шашечной (2) партии. Выявление предпосылок для начала атаки. Когда начинать атаку. Значение атаки в общем стратегическом плане партии. 2 2 2 2 2 3 2 9 Активность в защите. Использование защитительных ресурсов при атаке. Экономил сил - обязательное условие всякой защиты. Атака в партиях мастеров. 14. Особенности хода дамки (2) Упражнения на выполнение ходов 2 «дамкой». Тренировочные упражнения. 15. Дамка против простых Умение использовать дамку 2 шашек (2) против простых шашек. 16. Игровая практика (2) Соревнования. 2 32часа 10 III. Организационный раздел: 1.Адресность дополнительной платной образовательной услуги: Программа адресована детям от 4-х до 7-ми лет. 2. Условия набора: Группы формируются по возрасту. 3.Сроки реализации дополнительной платной образовательной услуги: сентябрь 2021 – Май 2022. 3.1. Учебный план занятий по обучению детей игре в шахматы в старшей группе Месяц\Неделя Тема Октябрь\1-2 Октябрь\3-4 Ноябрь\1-2 Ноябрь\3-4 Декабрь\1-2 Декабрь\3-4 Январь\3-4 Февраль\1-2 Февраль\3-4 Март1-2 Март\3-4 Апрель\1-2 « В гостях у Горизонталика и Вертикалика» «Диагональ» «Знакомство с шахматными фигурами. Пешка» «Бесхитростная фигура – ЛАДЬЯ» «Могучая фигура ФЕРЗЬ» «Прыг, скок и вбок» «Король жаждет боя» «Ворота Каиссии» «Шах – что это?» «Шах – что это?» «Мат и пат» «Мат и пат» Апрель\3-4 Май\1-2 «Шахматная страна» «Шахматный КВН» Кол-во занятий 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 11 Учебный план занятий по обучению детей игре в шахматы в подготовительной группе Месяц\Неделя Тема Кол-во занятий Сентябрь\1-2 «В стране шахматных чудес» 2 Сентябрь\3-4 «Игра на уничтожение» 2 Октябрь\1-2 «Один в поле воин 2 Октябрь\3-4 «Защита контрольного поля» 2 Ноябрь\1-2 «Как Ладья похудела» 2 Ноябрь\3-4 «Захват контрольного поля» 2 Декабрь\1-2 «Вежливые слоны» 2 Декабрь\3-4 «Шахматная нотация» 2 Январь\3-4 «Волшебный квадрат» 2 Февраль\1-2 «Спасительница – оппозиция» 2 Февраль\3-4 «Непобедимый» 2 Март\1-2 «Волшебный мир комбинаций» 2 Март\3-4 «Волшебный мир комбинаций» 2 Апрель\1-2 «Реши этюд, отгадай задачу – сыщешь удачу» 2 Апрель\3-4 «Реши этюд, отгадай задачу – сыщешь удачу» 2 Май\1-2 «Здоровые телом – сильные духом!» 2 Тематический план по дополнительной общеобразовательной услуги «Шашки» на 2021-2022 учебный год. № Тема Количество занятия часов Вводное занятие «Легенда о шашках» 1 1. Знакомство с доской для игры в шашки 1 2. «Горизонталь» 1 3. «Вертикаль» 1 4. «Диагональ». Определение длинной и 1 5. короткой диагоналей. Знакомство с шашечными фигурами. 1 6. Начальная расстановка фигур. Ходы и взятие фигур. Дамки. 1 7. Ходы и взятие фигур. Дамки. 1 8. Дидактическая игра «Точки» «Русские шашки» 1 9. Тихий ход и ход с взятием 1 10. «Взялся за шашку – ходи» 1 11. Игра по кругу. 1 12. Игра в паре. 1 13. Загадки из шашечной шкатулки 1 14. Турнир на призы Зимушки-зимы 1 15. я нвар рь ь декаб ноябрь октябрь 3.2. 12 ль февра март ь апрел 3.3. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. Игра в паре Знакомство с игрой в поддавки Кто проиграл, тот победил. Меньше шашек – лучше. Одна игра на всех Главные соревнования Игра в парах Сеанс одновременной игры Загадки из шашечной шкатулки Командные соревнования Знакомство с игрой «Уголки» Простой ход и прыжковый Игра на одной доске Игра на одной доске 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Материально техническое оснащение Интернет-ресурсы: Дополнительное образование «Шашки» Педагогический мониторинг Учебно-методические пособия, методические разработки 1. Абдулин В.И. Начало в шашечной партии. – И.: Физкультура и спорт, 1965; - 72 с. 2. Барский Ю.П. Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске – Л.:Ленинздат, 1969, - 128 с. 3. Василевский Р.Г. Учимся играть в шашки. – Киев: Здоров я, 1985, - 88 с. 4. Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Росто н/Д: Феникс, 2007, - 160с. 5. Интернет – ресурсы. Мониторинг освоения воспитанниками дополнительной развивающей программы «Шашки» Оснащение Количес № п Наименование 1 Наборы шашек тво /п 10 шт. 13 - 2 Шахматные доски 10 шт. 3 Столы 4 шт. 4 Стулья 20 шт. 5 Комбинированная доска 1 шт. 3.3. Оценочные и методические материалы Формы проверки знаний Итогом работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование специальных умений, способов самоконтроля. Формы проведения итогов реализации программы: Тренировочный турниры Турнир на приз детского сада Городской турнир Турнир с участием родителей Диагностическая карта сформированности дошкольников играть в шашки Ф.И. Расставляет Начало Ход ребенка шашки на игры шашек поле 1 2 3 Бой шашек соперника 4 умения Бой шашек соперника «мостиком» 5 старших Дамка Ход Бой 6 7 Доводит игру до конца 8 Методика проведения диагностики: Диагностика сформированности умения у детей играть в шашки предусматривает вопросы к ребенку, наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками. Пояснения к пунктам таблицы: 1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры. 2. Педагог спрашивает у ребенка, кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками? 3. Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы. 4. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной. 14 5. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и «мостиком». 6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры. 7. Проверку целесообразно проводить в игре, как с взрослыми, так и со сверстниками. 8. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете битвы у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации. Критерии оценки результатов: Высокий уровень – для ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием; - Средний уровень – для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога; - Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога. Ожидаемые результаты По окончании обучения дети должны знать: - шашечные термины – белое поле, черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, дамочные поля, простая шашка, блокировка, дамка, рубить и т.д.. Это выявляется путем опроса, демонстрацией на шашечной доске. - правила игры – выявляется путем опроса и игры с учителем. - стадии игры - выявляется путем опроса и игры с учителем. - Основные тактические приемы: блокировка шашки, оппозиция – выявляется путем решения комбинаций на диаграммах и шашечной доске. К концу учебного года ребенок должен уметь: - ориентироваться на шашечной доске, - правильно помещать доску между партнерами, - правильно расставлять шашки, различать диагональ, вертикаль, горизонталь, - применять на практике правила игры, - следить за ходами противника, поправлять, - решать простейшие комбинации, - расставлять позиции с заданными условиями, - рассчитывать соотношение сил. Приобретение универсальных учебных действий (ууд) Коммуникативные: - общение с педагогом, сверстниками, партнерами по игре, соперниками с использованием шашечного этикета. Уважение к сопернику, - выработка лидерских качеств, собственного мнения, отстаивание его, - контролирование собственных эмоций, - использование профессиональных терминов, высказываний, пословиц. Познавательные: 15 - применение знаний, правил, тактических приемов при решении задач, - решение многоходовых задач по заданному алгоритму, - использование знаний в практической игре, - ориентирование на плоскости, - схематизация шахматной доски и шашек, осуществление взаимопереходов между шахматной доской и диаграммой, - анализ диаграмм, состояния партии с выделением сильных и слабых сторон, существенных и несущественных критериев для победы над соперником. Регулятивные: - понимание и объяснение целесообразности соблюдения правил игры в различных стадиях партии, ошибочные и верные ходы, - создание плана реализации преимущества, - предвидение развития позиций, - предсказывание результата партии на основании оценки позиции партии, - оценка позиции, оценка возможности применения нового материала в практической игре: возможность применения тактического приема, проведения шашки в дамки, блокировка шашек, - выявление собственных ошибок и ошибок противника при разборе партии. Результаты деятельности программы «Раз, два и в дамки» Результатом первого уровня (приобретение детьми социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни) будет являться: - усвоение ребенком правил поведения на занятиях, - усвоение правил конструктивной групповой работы в коллективе, - принятие правил этикета в игре – уважение противника, - принятие ответственности за собственные поступки, действия (правило «Взялся – ходи», нельзя подсказывать) Результатом второго уровня (формирование позитивного отношения детей к базовым ценностям общества) будет являться: - развитие эстетического вкуса при изучении комбинаций, - познание ребенком ценности и важности занятия шашками. Результатом третьего уровня (получение опыта самостоятельного социального действия) будет являться: - опыт самостоятельного социального действия ребенок приобретает, играя в шашки за пределами кружка, - участвуя в турнирах за пределами кружка, ребенок приобретает опыт коммуникативного взаимодействия и общения с малознакомым или незнакомым противником за счет общего интереса. Дети обсуждают прошедшие партии, рассказывая друг другу «о том, как надо было ходить», делясь своими переживаниями, мыслями, развивая память и пространственное мышление, восстанавливая в памяти ходы. 16 3.4. Методическое обеспечение 1. Шашки для детей/ В.К.Погрибной, В.Я.Юзюк. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 137 с. 2. Романчук О.А., «Юному шашисту», - М.:Просвещение, 2009. 3. Пичугина И.О., Дошкольная педагогика: Конспект лекций. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004, 84 с. 4. Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с. 5. Тимофеев А.А.Общие подходы к концепции «Шашки как учебный предмет», - 2006г. 6. Примерные программы внеурочной деятельности. Москва «Просвещение», 2011г. 7. Пожарский В.А. Шахматный учебник. – М., 1996. 8. Игра дошкольника / Абрамян Л.А., Антонова Т.В., Артемова Л.В., - М.:Просвещение, 1989. 9. Егоров А.П., «Как научить играть в шашки?», - М.: Чистые пруды, 2005. 10. Барский Ю.П., Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске. – Л.: Ленинздат, 1969. – 128 с. 11. Василевский Р.Г. Учимся играть в шашки. – Киев: Здоров' я, 1985. – 88 с. 12. Волчек А.А. Шашечный практикум. – Минск: Харвест, 2004. – 288 с. 13. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 1992. – 250 с. 14. Городецкий В.Б. Книга о шашках. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 320 с. 15. Кулинчихин А.И. История развития русских шашек. – М.: Физкультура и спорт, 1982. 16. Литвинович В.С., Негра Н.Н. Курс шашечных дебютов. – Минск: Полымя, 1985. – 256 с. 17. Рамм Л.М. Курс шашечных начал. – М.: Физкультура и спорт, 1953. – 348 с. 18. Сидлин А.М. Как научиться играть в шашки. – М.: Физкультура и спорт, 1951. – 187 с. 19. Internet ресурсы, сайты. 17 Приложение 1 Краткий список терминов игры в шашки: Доска, на которой играют, состоит из 32 черных и 32 белых клеток – они называются полями. Диаграмма – печатное изображение доски. Поля образуют ряды. Ряды, идущие снизу вверх, называются вертикальными, или вертикалями, а идущие слева направо – горизонтальными, или горизонталями. Вертикальные ряды обозначаются буквами латинского алфавита – a, b, c, d, e, f, g, h. Горизонтальные ряды обозначают цифрами - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. Борта – вертикальные ряды, их черные поля – бортовые поля. Дамочные ряды – горизонтальные ряды 1 и 8, их черные поля – дамочные поля. Черные поля, соприкасаясь уголками, как бы образуют цепочки – диагонали. Простая шашка – обычная шашка ( не дамка). Бортовые шашки – шашки, занимающие бортовые поля шашечной доски. Дамка – шашка, достигшая дамочных полей. Ход – передвижение шашки с одного поля на другое. Тихий ход или темп – простое перемещение шашки. Ударный ход – удар или бой, сопровождающийся взятием шашки или шашек противника; поддача – преднамеренная постановка шашки на удар. Дебют – первая стадия партии, во время которой соперники стремятся наилучшим образом развить свои силы и создать предпосылки для следующих операций. Нотация – система обозначений полей. Она помогает записать (и потом прочитать), какой был сделан ход или как стоят на доске шашки. Правила игры в шашки: Доска ставится между игроками так – её нижнее угловое поле слева должно быть черным. Перед началом игры у каждого игрока по 12 шашек. У одного игрока – белые, у другого – черные шашки. Так расставляют шашки до начало игры – белые на a1, a3, b2, c1, c3, d2 и т.д., черные на a7, b6, b8, c7, d6, d8 и т.д. Во время игры шашки передвигаются только по диагоналям. Первыми всегда ходят белые. Цель игры – уничтожить (побить и снять с доски) все шашки противника или же лишить его возможности сделать ход. 18 Простая при тихом ходе передвигается по диагонали и только вперед – на соседнее свободное поле. Дамка подвижнее простой. При тихом ходе она может продвинуться по диагонали как вперед, так и назад, перейдя через любое количество свободных полей. Простая шашка, совершая ударный ход, перепрыгивает через рядом стоящую шашку противника ( если за ней свободное поле) – бьёт её, после чего побитую шашку снимают с доски. Бить можно не только вперед, но и назад, причем сразу несколько шашек. Дамка, совершая ударный ход, перепрыгивает через шашку противника, находящуюся на её пути, и ставится за нею на любое свободное поле, после чего побитая шашка снимается с доски. Дамка тоже может бить и вперед и назад, а также за один ход может побить несколько шашек. Если шашки твоего противника оказываются под ударом, ты обязан их побить, выгодно это тебе или нет. И нельзя прекращать удара, не побив все шашки, которые можно взять этим ударным ходом. Когда простая попадает на дамочное поле тихим ходом, то она превращается в дамку, но бить как дамка может только после ответного хода противника; когда же простая попадает на дамочное поле ударным ходом, то она превращается в дамку и сразу же бьет дальше как дамка (если, конечно, ей есть что бить). При ударе можно снимать шашки с доски лишь по окончанию хода. При ударе нельзя дважды перепрыгивать берущей шашкой через одну и ту же шашку противника. При ударе разрешается многократно переходить через одно и то же свободное поле. Тронул – ходи! Это значит, что игрок, дотронувшийся до своей шашки (когда его очередь ходить), обязан ею сделать ход (если, конечно, такое возможно). Отнял руку – ход сделан! А это означает, что игрок, передвинувший свою шашку и уже отнявший от неё руку, не имеет права, спохватившись, пойти этой шашкой на другое поле. Поэтому, если нужно подвинуть шашки, чтобы они стояли аккуратнее, то прежде, чем дотрагиваться до них, следует предупредить противника словом «поправляю». Стихи для запоминания правил игры в шашки: 1. Начинать бой можешь смело – Первый ход всегда за белой! 2. Шашки медленно, но метко Шагают лишь по черным клеткам. 3. Наверно шашкам не везет, Что ходят шашки лишь ВПЕРЕД! 4. Знают все: и стар, и млад – Шашкой бьём вперед –назад! 19 5. Шашка соперника сразу погибнет, Если твоя её перепрыгнет! 6. Поля вдруг конец настанет, Сразу шашка «дамкой» станет! 7. Чтоб твою дамку не поймали, Ход её по всей диагонали! 8. Цель Игры – побить «врагов» И чтоб им не было ходов! 20 Приложение 2 Диаграммы: Пример 1. У белых дамка, их ход, осталось только правильно сбить. ХОД БЕЛЫХ Пример 2. По правилам белые могут бить любой из своих шашек, но как сделать это лучше всего? ХОД БЕЛЫХ Пример 3. В этой позиции белые имеют право осуществить взятие тремя разными шашками, надо найти путь к победе. 21 ХОД БЕЛЫХ Пример 4. Сможет ли дамка белых сбить черными шашки так, чтобы победить? ХОД БЕЛЫХ Пример 5. Белым известно какой шашкой бить, но на каком поле дамка белым нужнее? ХОД БЕЛЫХ 22 Пример 6. И опять белые нужно извлечь из взятия шашек соперника максимальную выгоду. ХОД БЕЛЫХ Пример 7. Задача белых усложнилась, но тем приятнее найти верное решение и выиграть. ХОД БЕЛЫХ 23