ДОП - ДОП физкультурно-спортивной направленности Фитбол Мой веселый большой мяч

Управление образования Верх-Исетского района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад комбинированного вида № 27
620034, г. Екатеринбург ул. Опалихинская 29 а. тел. /факс: (343) 245-45-41 Email: mbdou27-ekb@yandex.ru, сайт:
27.tvoysadik.ru

Дополнительная общеобразовательная программа Дополнительная общеразвивающая программа

Фитбол
«Мой веселый большой мяч»
для детей от 3 до 7 лет
направление: физкультурно-спортивное
(ДОП - ДОП физкультурно-спортивной направленности «Мой веселый
большой мяч»)

срок реализации: 4 года

автор составитель:
педагог дополнительного образования
Казанцева Надежда Владленовна

г. Екатеринбург
2021

Содержание
I.Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
1.2.Цель и задачи программы
1.3.Планируемые результаты освоения программы
II.Содержательный раздел
2.1. ОПИСАНИЕ образовательной деятельности, описание
вариативных форм, способов, методов и средств реализации
ПРОГРАММЫ
2.2. Содержание упражнений для детей трех лет
2.3. Содержание упражнений для детей четырех лет
2.4. Содержание упражнений для детей пяти лет
2.5. Содержание упражнений для детей шести лет
III. Организационный
3.1.Учебный план
3.2. Календарный учебный график
3.3. Календарно-тематическое планирование
3.4. Оценочные и методические материалы
3.5. Методический материалы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

3
4
6
7
7

13
15
17
18
19
20
20
23
23

2

Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа фитбол «Мой
веселый большой мяч» Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения – детского сада комбинированного вида № 27
(далее Программа) представляет нетрадиционную форму работы по
оздоровлению детей, занятиях на фитболах – больших гимнастических мячах.
Фитбол – гимнастика не только благоприятно воздействует на все системы
организма ребенка (сердечнососудистую, дыхательную, выделительную и т.
д.), но и снимает психическое напряжение, повышает умственную и
физическую работоспособность, улучшает самочувствие. Содержание
программы способствует формированию у детей практических навыков
здорового образа жизни, потребности в систематических занятиях
физкультурой и спортом, развивать осознанное отношения к своему здоровью,
воспитывать умение бережного отношения к своему организму,
В настоящее время перед ДОУ остро стоит вопрос о путях
совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений. За
последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. У
большинства детей имеется аномалия осанки, деформация стоп,
увеличивается частота тяжких форм сколиоза. Еще одна причина ухудшение
здоровья – снижение двигательной активности. Новые подходы к содержанию
физкультурных занятий способствует повышению уровня здоровья
современных дошкольников. Поэтому педагоги применяют в своей работе
новые подходы к организации занятий физическими упражнениями.
Современная физкультура в дошкольном учреждении должна предупреждать
заболевания, то есть быть профилактической. На занятиях с ослабленными
детьми должны использоваться программы по профилактической физической
культуре. Это решение мы видим в организации фитбол – гимнастики в ДОУ.
Фитбол («fit» - оздоровление, «ball» - мяч). Фитбол - большой мяч диаметром
45-75 см - который используется в оздоровительных целях. Благодаря
фитболснижается уровень заболеваемости и повышается уровень физического
развития, повышается благотворное влияние на развитие здоровья.
При разработке Программы разработчик составитель руководствовался
социальным заказом семей воспитанников на качество, вид, направленность
образовательных услуг, полученным в результате анкетирования родителей, а
также следующими нормативными документами:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от 17.02.2021.
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155.
3

3.
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормы и требования к
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
4.
Санитарные
правила
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5.
Устав
Муниципального
бюджетного
дошкольного
образовательного учреждения - детский сад комбинированного вида № 27.
6.
Приказ Минобрнауки России № 1008 от 29 августа 2013 г. «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Программа предусматривает:
1. Реабилитационно-оздоровительное воздействие фитболов на организм
детей.
2. Преемственность в решении задач с образовательной программой
«Детство».
3. Создание условий для фитбол.
Программа создает условия для оздоровления дошкольников
посредством занятий фитбол – гимнастикой, которая формирует
двигательную сферу ребенка в развитии силы мышц, поддерживающих
правильную осанку; способности удерживать равновесие, развивает
физические качества: выносливость, ловкость, быстрота, гибкость. Данная
программа осуществляется в рамках педагогической системы ДОУ и
рассчитана на 4 года. Возраст детей от 3 лет (2 младшая группа) до 7 лет
(подготовительная к школе группа).
Для организации работы по программе необходимо создать следующие
условия:
- физкультурно-музыкальный зал,
- приобрести фитбол-мячи, магнитофон, аудиокассеты и диски.
- разработать конспекты занятий, совместной деятельности;
- составить график занятий и совместной деятельности;
совместное с воспитателем проведение (для соблюдения техники
безопасности)
1.2. Цели и задачи программы
Цель: развивать физические качества и укреплять здоровье детей, используя
эффективность методики комплексного воздействия упражнений фитбол на
развитие физических способностей детей дошкольного возраста.
Задачи:

Укреплять здоровье детей с помощью фитболов.

Развивать силу мышц, поддерживающих правильную осанку.

Совершенствовать функции организма детей, повышать его
защитные свойства и устойчивость к заболеваниям с помощью фитболов.
4

Развивать двигательную сферу ребенка и его физические качества:
выносливость, ловкость, быстроту, гибкость.

Воспитывать интерес и потребность в физических упражнениях и
играх.
В процессе занятий, играя и наслаждаясь движениями, дошкольники
приобретают привычку к здоровому образу жизни и овладевают основными
когнитивными умениями:
- предсказывать последствия действия или события;
- проверять результаты собственных действий;
- управлять своей деятельностью.
Таким образом, учитывая особенности физического развития детей
дошкольного возраста можно закономерно развивать двигательные умения и
навыки, физические качества. Свободная двигательная активность, позволяет
ребенку испытывать радость от физических упражнений, трансформировать
их из чисто механических в реабилитационно - лечебные, освобождаться от
чувства тревожности, зажатости, страха, влиять на свое собственное состояние
и поведение.
Педагогические средства, используемые при реализации программы.
Для решения поставленных задач планируется использовать следующие
методы:

Словесные – объяснения упражнений, указания, похвала, команда,
рассказ, беседа, литературные ( разучивание, проговаривание стихов,
пропевание песен при выполнении движений.)

Наглядные – показ, имитация, участие инструктора по
физической культуре и воспитателя в играх и упражнениях, звуковые и
зрительные ориентиры.

Практические – упражнения. Конкретные задания, игровые
приемы, поддержка и помощь.

Применение необычных исходных положений, быстрая смена
различных положений (сесть, лечь, встать).

Изменение скорости или темпа движений, введение разных
ритмических сочетаний, различной последовательности элементов.

Смена способов выполнения упражнений.

Использование в упражнениях предметов различной формы,
массы, объема, фактуры содействует развитию умения распределять движения
в пространстве и во времени, сочетать их с движениями тела, требующими
разносторонней координации и тонких мышечных ощущений.
Во время занятий в ДОУ не всегда можно удовлетворить все запросы
детей. В этом случае умело организованная кружковая работа приобретает
большую педагогическую значимость. Поэтому, можно сказать, что занятия
по физическому воспитанию дошкольников в условиях кружковой работы
хорошо вписываются в учебную и оздоровительную работу любой
современной программы по развитию дошкольников, так как они построены в


5

соответствии с современными подходами к воспитанию детей дошкольного
возраста и направлены на формирование поведенческих навыков здорового
образа жизни.
1.3.
Планируемые
результаты
общеобразовательной программы

освоения

дополнительной

К концу освоения программы:
Имеет представление о правильной осанке, на какую группу мышц
оказывает воздействие то или иное выполняемое упражнение.
Умеет
принимать правильную осанку при выполнении упражнений во всех
исходных положениях;
выполнять упражнения, направленно воздействующие на формирование
правильной осанки и укрепление мышечного корсета;
выполнять упражнения на развитие вестибулярного аппарата, гибкости и
подвижности в суставах;
выполнять дыхательные упражнения, способствующие увеличению
подвижности грудной клетки.
Демонстрирует
Равновесия, гибкости, силовой выносливости мышц брюшного пресса и
спины.

6

II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. ОПИСАНИЕ образовательной
вариативных форм, способов, методов
ПРОГРАММЫ

деятельности, описание
и средств реализации

Содержание психолого-педагогической работы направлено на коррекцию
и профилактику нарушений осанки у детей дошкольного возраста;
профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата, простудных
заболеваний.
Программа «Мой веселый большой мяч» включает в себя четыре этапа:
I. Ознакомительный
Задача ознакомительного этапа - освоение детьми мяча как оборудования:
дать представление о форме и свойствах фитбола.
Рекомендуемые упражнения:
- прокатывания фитбола по полу, гимнастической скамье, сидя на полу
друг другу, между предметами и.т.д.;
- различные способы передачи мяча друг другу;
- броски фитбола вверх, друг другу;
- различные способы отбивания мяча об пол;
- игры с фитболам: «Догони мяч», «Вышибалы», «Попади в цель» и.т.д.
II. Подготовительный
Задачи подготовительного этапа - определить исходное состояние
координационных способностей и костно-мышечной системы ребёнка
посредством тестирования развития физических качеств и двигательных
способностей.
Обучить правильной посадке на фитболе.
Рекомендуемые упражнения:
- сидя на фитболе, проверить правильность постановки стоп (стопы
должны быть прижаты к полу и параллельны друг другу);
- сидя на фитболе, в медленном темпе выполнять несложные упражнения
для плечевого пояса (одновременное и поочерёдное поднимание и - опускание
плеч, сгибание рук к плечам, поднимание рук в различных направлениях
и.т.д.);
- выполняя различные игровые упражнения, принимать по сигналу
исходное положение сидя на мяче.
Обучить базовым положениям при выполнении упражнений с мячом
в партере
Рекомендуемые упражнения:
- из исходного положения стойка на коленях, руки на фитболе принимать
положение - сед на пятках, подкатывая мяч к коленям;
- из исходного положения сед на пятках руки на мяче принимать
положение стойка на коленях, затем на четвереньках фитбол под грудью.
7

- Принимать исходное положение лёжа на спине с различным положением
ног на мяче (стопы на мяче, колени под углом 90°; голени на мяче; пятки на
мяче, ноги прямые и т.д.)
Обучить различным исходным положениям на мяче (животе и спине)
Рекомендуемые упражнения:
- из положения стойка на коленях, руки на фитболе принимать и
удерживать положение, лёжа животом на фитболе, руки в упоре, ноги
приподняты параллельно полу;
- из положения, лёжа животом на фитболе, руки в упоре, ноги приподняты
параллельно полу, выполнять несложные движения ногами (в стороны,
опускать на пол и.т.д.);
Принимать и удерживать положения, лёжа спиной на фитболе ноги в
упоре на стопы, колени под углом 90°, прямые ноги в упоре на стопы.
Из исходного положения, лёжа спиной на фитболе ноги в упоре на стопы,
колени под углом 90° скользящим движением по полу выпрямлять
одновременно ноги, затем поочерёдно сгибать в исходное положение.
III. Основной тренировочный
Задачи тренировочного этапа:
Укрепление мышечного корсета
Рекомендуемые упражнения:
- упражнения для укрепления мышц шеи (приложение 3);
- упражнения для укрепления мышц рук и плечевого пояса (приложение
4)
- упражнения для укрепления мышц брюшного пресса (приложение 5);
- упражнения для укрепления мышц спины (приложение 6) и тазового дна
(приложение 7);
- упражнения для укрепления мышц ног и свода стопы (приложение 8).
Увеличение гибкости и подвижности в суставах.
Рекомендуемые упражнения (приложение 9)
Развитие координации движений и функции равновесия.
Все упражнения из исходных положений сидя на мяче, лежа на мяче
спиной и на животе.
IV. Заключительный (апрель - май)
Задачи заключительного этапа:
Совершенствование выполнения упражнений;
Закрепление достигнутых результатов;
Проведение итогового контроля.
Схема построения занятия фитбол-гимнастикой
Занятия фитбол-гимнастикой проходят два раза в неделю по 25-30 минут.
Занятие состоит из 3 частей: подготовительной, основной и заключительной.
Наличие этих частей и расположение их в этой последовательности
обеспечивается биологическими закономерностями функционирования
8

организма, определяющими его работоспособность и логикой развертывания
образовательного процесса в двигательной деятельности. В подготовительной
части происходит настрой детей на работу и подготовку организма к основной
части тренировки, решается задача воспитания и закрепления навыка
правильной осанки. В основной части происходит максимальная нагрузка на
организм, способствующая укреплению мышечного корсета и тренировки
силовой выносливости мышц, которая должна быть оптимальной для детей.
Также решаются задачи развития вестибулярного аппарата, гибкости и
подвижности в суставах, воспитания и закрепления навыка правильной
осанки. Заключительная часть способствует улучшению восстановительных
процессов, воспитанию и закреплению навыка правильной осанки, и
расслаблению организма.
Подготовительная часть (5 мин.)
В подготовительной части выполняются строевые упражнения, ранее
освоенные в НОД по физической культуре. Это различные виды ходьбы:
обычная ходьба, на носках, на пятках, высоко поднимая колено, приставным
шагом левая, затем правая вперёд, приставным шагом левым, затем правым
боком и т.д. Ходьба в обход, по гимнастической скамье, через центр в колонне
по одному, по два и т.д.
В ознакомительный и подготовительный период, ходьба выполняется без
мяча с различным положением рук (вверх, за голову, назад в замок, в стороны
и т.д.) в чередовании с остановкой по сигналу принимая основную стойку и с
лёгким бегом в обход, через центр, змейкой и т.д.
В основной и заключительный период ходьба выполняется с фитболом в
руках (фитбол вверх, вперёд) в чередовании с ходьбой, прокатывая фитбол по
гимнастической скамье, с бегом, прокатывая мяч вперёд в обход, через центр,
между предметами и т.д. и с бегом вокруг фитбола, держась одной рукой за
мяч, по сигналу меняя направление и руку, а по свитку принимая положение,
сидя на фитболе. После бега обязательно выполняются дыхательные
упражнения, способствующие увеличению подвижности грудной клетки.
Основная часть (15-20 мин.)
В основной части занятия в ознакомительный период выполняются
различные способы передачи мяча, прокатывания, отбивания, подбрасывания,
бросания. Проводится подвижная игра с фитболом, включающая в себя
вышеперечисленные упражнения. После подвижной игры проводятся
дыхательные упражнения.
В остальные периоды в основной части занятия выполняются упражнения
в положении стоя, сидя на мяче, лёжа на мяче (на спине и животе), лёжа на
спине мяч в ногах, под ногами, подвижные игры с фитболом, в которых
предусмотрены правила для фиксации правильной осанки. После статических
упражнений и подвижной игры проводятся дыхательные упражнения,
способствующие увеличению подвижности грудной клетки.
Заключительная часть (5 мин.)
9

В ознакомительный период, в заключительной части выполняются
малоподвижные игры без мяча, дыхательные упражнения стоя, сидя.
В остальные периоды выполняются малоподвижные игры с мячом
(приложение 10), дыхательные упражнения сидя на мяче, комплексы
дыхательных упражнений. Во второй половине учебного года вводится
выполнение упражнений с гимнастической палкой на голове. Сначала – это
основная стойка с гимнастической палкой на голове, затем, по мере усвоения
упражнения, продвижение вперёд, продвижение в разных направлениях,
повороты на месте, приседания и т.д.
В структуру занятий тесно вплетены различные виды деятельности:
наряду
с
дыхательными
и
двигательными
упражнениями,
психогимнастическими этюдами ребенок поет, танцует, импровизирует.
Синтез различных видов деятельности подчинен одной цели - мотивация
здорового образа жизни и формирование здоровья.
Способы дозировки физических упражнений
Длительность выполнения физических упражнений.
Подбор самих упражнений и подвижных игр.
Количество повторений, темп движения.
Выбор исходных положений.
Средства фитбол - гимнастики для детей:
Гимнастические упражнения (Строевые, общеразвивающие и др.),
Основные упражнения аэробики (шаги, связки, блоки),
Танцевальные упражнения (элементы ритмики),
Профилактико-коррегирующие упражнения (упражнения, направленные
на профилактику плоскостопия, нарушений осанки и др. заболеваний),
Подвижные игры и эстафеты,
Креативные игры и упражнения,
Упражнения из других видов оздоровительной физической культуры.
Типы занятий фитбол
В программу по фитбол следует включать различные типы занятий. Это
будет вызывать у детей интерес к занятиям, что, в свою очередь, способствует
более быстрому освоению упражнений, усвоению знаний об их
направленности и решению такой воспитательной задачи, как потребность в
ежедневных физических упражнениях.
Традиционное занятие носит обучающий, смешанный и вариативный
характер:

10

Занятие обучающего характера направлено на обучение новым
упражнениям (знакомство с содержанием, техникой выполнения, с правилами
игры и т.д.).
Занятие смешанного характера направлено на разучивание новых
движений и совершенствование освоенных ранее.
Занятие вариативного характера основано на хорошо знакомом материале,
но включает усложнённые варианты (условия выполнения) двигательных
действий.
Игровое занятие построено на хорошо знакомом материале на основе
разнообразных игровых упражнений (приложение11), различного рода
подвижных игр (приложение 12)
Сюжетно-игровое занятие основано на хорошо знакомом материале и
строится на целостной сюжетно-игровой ситуации («цирк», «смешарики»,
«космос» и.т.д.)
Контрольно-проверочное занятие направленно на оценивание уровня
подготовленности детей к предстоящим нагрузкам в начале учебного года и на
количественную, качественную и теоретическую оценку результатов,
достигнутых детьми к концу учебного года.
Для поддержания интереса у детей к занятиям фитбол и повышения
эмоционального тонуса, рекомендуется вводить музыкальное сопровождение:
частично или в течение всего игрового занятия и занятия вариативного
характера; частично в течение сюжетно-игрового занятия и занятия
смешанного характера (в тех частях, где идёт совершенствование движений).
Эффективность занятий на мячах зависит от правильного выбора
размеров мяча. Фитбол подбирается каждому ребёнку индивидуально по росту
так, чтобы обеспечить при посадке угол в 90° между туловищем и бедром,
бедром и голенью, голенью и стопой. Оптимальные размеры мяча: для детей
5-7 лет – 45-55см.
Занятия проводятся группой не более 10 человек в проветренном
помещении на ковре в спортивной одежде (шорты, футболка, носочки).
Для занятий с профилактической целью с детьми дошкольного возраста
мяч должен быть менее упругим.
Каждое упражнение повторять 3-4 раза, постепенно увеличивая до 6-7
раз.
Упражнения на силу чередовать с упражнениями на растягивание и на
расслабление.
При выполнении дыхательных упражнений для увеличения подвижности
грудной клетки, вдох сопровождать подниманием рук внешними дугами вверх.
Следует обращать внимание на полноценность выдоха (для его усиления
применяются упражнения с произношением звуков «а», «о», «у», «з», «ж»).
На занятиях с детьми дошкольного возраста используется лёгкая
вибрация в спокойном темпе (сидя, не отрывая ягодиц от мяча).
11

На протяжении всего занятия вести контроль за осанкой детей и
способствовать самоконтролю ребёнка за осанкой. Для этого можно
использовать такие приёма, как фиксация правильной осанки в положении
стоя и сидя на фитболе после остановки по сигналу и во всех исходных
положениях во время выполнения упражнений перед каждым повтором.
Игровые упражнения, подвижные и малоподвижные игры, предусматривают
правила для сохранения правильной осанки.
При выполнении упражнений лёжа животом на фитболе с упором руками
на полу ладоши должны быть параллельны и расставлены на уровне плечевых
суставов.
Для большей устойчивости в положении сидя на мяче ноги в опоре
стопами на полу располагать на ширине плеч. При выполнении упражнений
лёжа на фитболе на спине и животе голова и ноги должны составлять одну
прямую линию.
При выполнении упражнений фитбол не должен двигаться, за
исключением упражнений, связанных с его прокатыванием и перемещением.
Держать мячи вдали от нагревательных приборов, а также не допускать
их долгого пребывания под прямыми лучами солнца (свыше 30 градусов), так
как материал, из которого сделаны мячи, может расплавиться. Правильное
обращение и соблюдение мер предосторожности позволит использовать один
и тот же мяч долгие годы даже в том случае, если его будут сдувать и надувать
очень часто.
Соблюдать приёмы страховки и самостраховки детей.
Методы обучения детей упражнениям с фитболами
Наглядный метод
Наглядно-зрительные приёмы: показ физических упражнений и
использование наглядных пособий (в данном возрасте применяются, когда
детей знакомят с новым упражнением); имитация; зрительные ориентиры.
Наглядно-слуховые приёмы: музыка, песни.
Тактильно-мышечные приёмы: непосредственная помощь инструктора по
физической культуре.
Словесный метод
Объяснения; пояснения; указания; подача команд, распоряжений,
сигналов; вопросы и просьбы к детям, беседы и.т.д.
Практический метод
Повторение упражнений без изменения и с изменениями; проведение
упражнений в игровой и в соревновательной форме.
К средствам физического развития и оздоровления детей относятся:
- Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, сна и питания, гигиена
помещения, одежды, обуви, физкультурного инвентаря и пр.), которые
способствуют нормальной работе всех органов и систем и повышают
эффективность воздействия физических упражнений на организм;
12

- Физические упражнения, которые обеспечивают удовлетворение
естественной биологической потребности детей в движении, способствуют
формированию двигательных умений и навыков, физических качеств,
развитию способности оценивать качество выполняемых движений;
формируют технику выполнения движения.

Месяцы
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь

Декабрь
Январь
Февраль

Март
Апрель
Май

2.2. Содержание упражнений для детей трех лет
Основные
Рекомендуемые упражнения
задачи
Дать
- «Колобок» прокатывания фитбола: по полу;
представления по скамейке; змейкой между ориентирами,
о форме и
вокруг ориентиров;
физических
- «Веселый мяч» передача фитбола друг
свойствах
другу, броски фитбола;
фитбола.
- игры с фитболом: «Догони мяч», «Попади
мячом в цель», «Докати мяч»
Обучить
-«Стульчик» сидя на фитболе у твердой
правильной
опоры, проверить правильность постановки
посадке на
стоп (должны быть прижаты к полу и
фитболе.
параллельны друг другу);
- сидя на фитболе, в медленном темпе
выполнять упражнения для плечевого пояса,
например:
а) повороты головы вправо—влево;
б) поочередное поднимание рук впередвверх — в сторону;
в) поднимание и опускание плеч;
г) скольжение руками по поверхности
фитбола;
д) сгибание рук к плечам, сжав кисти в
кулаки, руки в стороны;
е) по сигналу встать, обежать вокруг мяча,
придерживая его рукой.
- игры с фитболом: «Догони мяч», «Толкай
ладонями», «Толкай развернутой ступней».
Учить
-«Руки в стороны» и.п:. стоя лицом к мячу.
базовым
На счет 1-2 присели, прямые руки на
положениям
фитболе, колени в стороны, спина прямая; на
при
3-4 встали, руки в стороны;
выполнении
-«Бег в рассыпную» по сигналу все
упражнений в разбегаются врассыпную и бегают между
исходном
фитболами, по следующему сигналу
13

положении
(сидя, лежа,
стоя на
коленях).

подбегают к своим фитболам и приседают.
Это положение можно принимать парами у
одного фитбола лицом друг к другу;
-«Приседания «и.п.: — упор, стоя на коленях
лицом к фитболу, руки на фитболе. На счет 1
— присесть на пятки, фитбол прижать к коленям; на счет 2 — вернуться в и.п.;
-«Горка» и.п.: лежа на спине, на полу,
прямые ноги на фитболе, опора на пятки.
- «Покачивание» Покачивать фитбол ногами
вправо-влево, руки вдоль туловища.
Упражнение можно делать парами с одним
фитболом, располагаясь зеркально;
-«Шагаем по фитболу» и.п.: лежа на спине
на полу, ноги прямые на фитболе.
Приподнимать таз от пола. Упражнение
можно выполнять одновременно парами,
располагаясь зеркально; Делать маленькие
шаги по поверхности фитбола вперед-назад;
- «Переходы» переходы из положения упор
сидя, фитбол на прямых ногах, прокатывая
фитбол к груди, лечь на спину. Аналогичным
способом вернуться в и.п.;
- «Подними фитбол» и.п.: лежа на спине на
полу, ногами обхватить фитбол. Согнуть
колени и сжать фитбол. Можно выполнить
поочередно вдвоем. То же — в положении
сидя;
- и.п.: лежа на спине на полу, согнутые в
коленях ноги — на фитболе, руки за головой.
Поднять верхнюю часть туловища к коленям.
Можно выполнять одновременно вдвоем;
- «Передача» и.п.: лежа на спине на полу,
прямые ноги вместе, руки вытянуты за
головой, фитбол — в руках. Передавать
фитбол из рук в ноги и наоборот;
- «Перекат» и.п.: стоя на полу на коленях
лицом к фитболу. Разгибая ноги, сделать
перекат в положение на живот на фитболе.
Ноги и руки упираются в пол.
Подвижные игры (см.Приложение)

14

Месяцы
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь

Декабрь
Январь
Февраль

Март
Апрель
Май

2.3. Содержание упражнений для детей четырех лет
Основные
Рекомендуемые упражнения
задачи
Научить
-« Покачаемся» самостоятельно покачиваться
сохранению
на фитболе с опробованием установки: пятки
правильной
давят на пол, спина прямая, через затылок,
осанки при
позвоночник и фитбол как бы проходит
выполнении
стержень;
упражнений
-«Разминка для боксера» в среднем темпе
для рук и ног в выполнять движения руками: в стороны —
сочетании с
вверх — вперед — вниз. Выполнять прямыми
покачиваниями руками круговое вращение в лучезапястных,
на фитболе.
локтевых и плечевых суставах.
- «Качели» и.п.: сидя на фитболе. Выполнить:
ходьбу на месте, не отрывая носков; ходьбу,
высоко поднимая колени;
- Подвижные игры»
Научить
-«Веселые ножки» поочередно выставлять
сохранению
ноги на пятку вперед в сторону, руки на
правильной
фитболе;
осанки и
- «Веселые ножки» поочередно выставлять
тренировка
ноги вперед, в сторону, на носок;
равновесия и
-«Веселые ручки» то же упражнение с
координации.
различными положениями рук: одна вперед,
другая вверх; одна за голову, другая в
сторону.
-«Наклоны» наклоняться вперед, ноги врозь;
-«Достань носок» наклониться вперед к
выставленной ноге вперед с различными
положениями рук;
Обучить
ребенка
упражнениям
на сохранение
равновесия с
различными
положениями
на фитболе.

- «Наклоны» и.п:. сидя на фитболе, ноги на
полу. Наклоняться в стороны: руки на поясе,
руки за головой, руки в стороны;
- наклоняться к выставленной в сторону ноге
с различными положениями рук;
-«Пошагаем» и.п:. сидя на фитболе. В
медленном темпе сделать несколько шагов
вперед и лечь спиной на фитбол, сохраняя
прямой угол между голенью и бедром, пятки
должны быть на полу, руки придерживают
фитбол сбоку. Переступая ногами, вернуться
в и.п.;
15

-«Переход» и.п:. лежа на фитболе, руки в
упоре на полу. Сделать несколько шагов
руками вперед и назад. Затылок, шея, спина
должны быть на прямой линии;
-«Выше ноги» и.п:. лежа на животе на
фитболе, ноги полусогнуты в стартовом
положении на полу. Согнуть руки в локтях,
ладонями вперед («крылышки»). Голову не
поднимать;
-«Махи ногами» и.п: лежа на животе на
фитболе, руки на полу, ноги в стартовом
положении. Поочередно поднимать ноги до
горизонтали, руки должны быть согнуты,
плечи — над кистями;
- «Кит» и.п: то же. Поднимать поочередно
ноги, сгибая в коленях;
- «Вверх ногу» и.п: лежа на спине на полу,
прямые ноги на фитболе. Выполнять
поочередно махи прямой ногой вверх;
- «Лесенка» и.п: лежа на спине, на полу, руки
вдоль туловища, ноги стопами опираются на
фитбол. Поочередные махи согнутой ногой;
- выполнить два предыдущих упражнения из
и.п. руки за голову.
- «Покачаемся» и.п: сидя на полу с
согнутыми ногами боком к фитболу.
Облокотиться на фитбол, придерживая
руками, расслабить мышцы шеи, спины,
положить голову на фитбол и в таком
положении покачаться;
- «Наклоны» и.п: сидя на полу спиной к
фитболу, придерживая его сзади руками.
Расслабить мышцы шеи и спины, положить
голову на фитбол и покачиваться влевовправо.
-Подвижные игры. (см.Приложение)

16

Месяцы
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь

Декабрь
Январь
Февраль

Март
Апрель
Май

2.4. Содержание упражнений для детей пяти лет
Основные задачи
Рекомендуемые упражнения
Научить
-«Крылышки» и.п:. лежа на животе на
выполнению
фитболе, ноги полусогнуты в
комплекса ОРУ с
стартовом положении на полу. Согнуть
использованием
руки в локтях, ладонями вперед
фитбола в едином
«Махи ногами»- и.п: лежа на животе на
для всей группы
фитболе, руки на полу, ноги в
темпе.
стартовом положении. Поочередно
поднимать ноги до горизонтали.
- и.п: то же. Поднимать поочередно
ноги, сгибая в коленях;
- и.п: лежа на спине на полу, прямые
ноги на фитболе. Выполнять
поочередно махи прямой ногой вверх;
- и.п: лежа на спине, на полу, руки
вдоль туловища, ноги стопами
опираются на фитбол. Поочередные
махи согнутой ногой;
Научить
-«Растяжка» и.п: стоя в упоре на одном
выполнению
колене боком к мячу, другая нога
упражнений на
выпрямлена и опирается на мяч
растягивание с
ступней. Выполнять медленные
использованием
пружинистые покачивания;
фитбола.
-«Каток» и.п: стоя на одном колене
спиной к фитболу, другое колено — на
мяче, руки на полу. Выполнить
несколько пружинистых движений
назад;
-Подвижные игры
Научить
-«Наклоны» и.п: сидя на полу с
выполнению
согнутыми ногами боком к фитболу.
упражнений в
Облокотиться на фитбол, придерживая
расслаблении мышц руками, расслабить мышцы шеи,
на фитболе
спины, положить голову на фитбол и в
таком положении покачаться;
- и.п: сидя на полу спиной к фитболу,
придерживая его сзади руками.
Расслабить мышцы шеи и спины,
положить голову на фитбол и
покачиваться влево-вправо.
Повторение изученного. Подвижные
игры. (см.Приложение)
17

2.5. Содержание упражнений для детей шести лет
Месяцы
Основные
Рекомендуемые упражнения
задачи
Сентябрь
Совершенствовать
-«Махи» и.п: лежа на спине на полу,
Октябрь
качество выполнения прямые ноги на фитболе. Выполнять
Ноябрь
упражнений в
поочередно махи прямой ногой вверх;
равновесии.
- и.п: лежа на спине, на полу, руки
вдоль туловища, ноги стопами
опираются на фитбол. Поочередные
махи согнутой ногой;
-упражнения ранее разученные.
Декабрь
Совершенствовать
- «Прокати» и.п.: в упоре лежа на
Январь
технику выполнения животе на фитболе. Сгибая ноги,
Февраль
упражнений с
прокатить фитбол к груди;
фитболом.
- «Поворот» и.п.: лежа на животе на
фитболе. Перевернуться на спину;
- «Прокатись» и.п.: стоя правым
боком к фитболу. Шаг правой ногой
через фитбол, прокат на фитболе;
затем приставить левую ногу.
-«Наклоны» сидя на мяче :
наклоняться вперед, ноги врозь;
-«Мостик» лежа на фитболе спиной,
руки и ноги в упоре на полу;
Март
Совершенствовать
«Наклонись»-и.п.: сидя на фитболе,
Апрель
технику выполнения ноги вместе. Небольшой наклон
Май
упражнений в разных влево, прокат вправо на фитболе,
исходных
встать, фитбол слева. То же, прокат
положениях.
влево на фитболе;
- «Повороты»и.п.: лежа на животе на
фитболе, в упоре на полу. Повороты в
стороны; точка контакта с фитболом
постепенно удаляется от опоры на
пол;
-то же упражнение с опорой на
фитбол одной ногой;
- «Подкати» и.п.: лежа на спине, на
полу, ноги на фитболе. Поднимая таз
от пола, сгибая ноги, подкатить
фитбол к ягодицам, вернуться в и.п.;
-(Различные упражнения из
приложения)
Подвижные игры.( см. Приложение)
18

II.

Организационный раздел
3.1.Учебный план

№
1
2

3

4

5

6

7

Наименован
ие
разделов
Основы знаний
Фитболгимнастика
(общеразвивающа
я
направленность)

Темы

1.1. Вводное занятие
2.1. Строевые упражнения
2.2.0бщеразвивающиеупражнения

Количество часов
всег
тео
практика
о
ри
я
1
1
2
2
4
4

2.3. Равновесие
2.4. Базовые упражнения
фитбол- гимнастики
Фитбол-танец»
( 3 .1. Ритмика
3.2. Основы хореографии
танцевальноритмическая
3.3. Танцевальные шаги
направленность)
3.4.Базовые шаги аэробики.
3 .5.Комплексы танцевальных
упражнений

2
5

2
5

4
2
2
2
4

4
2
2
2
4

«Фитбол -атлетика» 4.1Упражнения направленные
(общеукрепляющая на развитие силы
направленность)
4.2. Упражнения,
направленные на
развитие
гибкости и подвижности
суставов
4.3.Упражнения,
направленные на
развитие
выносливости
«Фитбол
5.1. Упражнения на
формирование правильной
коррекция
осанки
(коррекционнопрофилактическая
направленность)
5.2. Упражнения для
укрепления пальцев рук и
развития мелкой
моторики
5.3. Упражнения на дыхание,
расслабление и релаксацию
6.1. Творческие и игровые
Фитбол-игра
(креативно-игровая задания
направленность)
6.2. Подвижные и музыкальные
игры
Контрольное
7.1 Творческие и игровые
занятие
задания
Итого часов

4

4

2

2

2

2

6

6

4

4

4

4

2

2

10

10

2

2

64

1

63
19

3.2. Календарный учебный график
Год
обучения
8 месяцев

Дата начала
обучения
1 октября 2021

Дата
окончания
обучения
31 мая 2022

Всего
учебных
недель
32

Количество
учебных
часов
32

Режим
занятий
1 раза в
неделю во
вторую
половину
дня

3.3. Календарно-тематическое планирование
Раздел 1. Основы знаний.

1.1. Вводное занятие
Теория.
Что такое фитбол и его свойства.
Правила безопасности на занятиях фитбол-гимнастикой и
профилактика травматизма.Основы личной гигиены занимающихся.
Раздел 1. Фитбол- гимнастика (общеразвивающая направленность)
2.1. Строевые упражнения
Практика.
Построение в шеренгу, колонну, круг. Перестроение в рассыпную, в шеренги
и колонны по ориентирам. Передвижения по кругу, в обход (шагом и бегом), за
педагогом. По мере освоения всестроевые упражнения можно выполнять с мячом в
руках (или на голове).
2.2. Общеразвивающие упражнения.
Практика.
Общеразвивающие упражнения, сидя на мяче, без предметов: основные движения
рук, ног,туловища, комбинированные упражнения; прыжки, бег.
2.3. Равновесие
Практика.
Равновесие сидя на мяче.
2.4. Базовые упражнения фитбол-гимнастики.
Практика.
Основные исходные положения: сед на мяче; лежа животом на
мяче; Качания сидя на мяче (медленно и быстро). Остановка мяча
после качаний.
Перекаты и переходы: из упора присев руки на мяче в упор лежа живот на
мяче; изположения сидя на мяче в положение стоя придерживая мяч рукой.

20

Раздел 3. Фитбол- ритмика (танцевально- ритмическая направленность).
3.1. Ритмика
Практика.
Специальные упражнения для согласования движений с музыкой: хлопки, хлопки по
мячу.
3.2. Основы хореографии
Практика.
Подъемы на носки; выставление ноги вперед на носок, в сторону на носок;
подниманиесогнутой и прямой ноги вперед, в сторону.
3.3. Танцевальные шаги
Практика.
Ходьба с высоким подниманием бедра с мячом в руках, ходьба с высоким
подниманиембедра вокруг мяча ; сидя на мяче «елочка», «гармошка».
3.4. Базовые шаги аэробики.
Практика.
MaIch (марш);Комплексы танцевальных упражнений:
Практика.
Комплексы танцевальных упражнений: «Паровозик из Ромашково», «Утро в деревне».
Раздел 4. Фитбол- атлетика (общеукрепляющая направленность)
4.1. Упражнения направленные на развитие силы
Практика.
Упражнения для мышц спины, брюшного пресса, ног (передняя поверхность
бедра), рук игрудных мышц.
4.2. Упражнения, направленные на развитие гибкости и подвижности суставов
Практика.
Суставная гимнастика. Статические и динамические упражнения на растягивание.
4.3. Упражнения, направленные на развитие выносливости
Практика.
Прыжки на месте и с продвижением на двух ногах; прыжки ноги врозь-вместе сидя на
мяче.
Прыжки с продвижением вперед-назад, вправо- влево.
Раздел
5.
Фитболкоррекция
(коррекционнопрофилактическая
направленность)
5.1. Упражнения на формирование правильной осанки
Практика.
Упражнения для создания представления и формирования правильной
осанки. Комплексы ОРУ. Упражнения с мячом на голове. Комплексы упражнений
на укрепление различных мышечных групп в различных исходных положениях
(лежа на полу, сидя, с мячом в руках).
5.2. Упражнения для укрепления пальцев рук и развития мелкой моторики
21

Практика.
Упражнения пальчиковой гимнастики: упражнения с речитативами (стихи,
сказки, игры)сидя на мяче.
5.3. Упражнения на дыхание, расслабление и релаксацию
Практика.
Встряхивающие движения. Поглаживание, растирание, похлопывание рук, ног,
туловища(самомассаж). Дыхательные упражнения.
Раздел 6. Фитбол- игра (креативно- игровая направленность)
6.1. Творческие и игровые задания .
Практика.
Упражнения в ходьбе и беге, по звуковому, зрительному сигналу. Творческие задания.
6.2. Подвижные и музыкальные игры
Практика.
Игры: «смешарики», «мы едем, едем,едем», «прятки», «птички»
7. Итоговое занятие.
Практика.
Открытое занятие. Выступление.Ожидаемый результат.
В результате обучения дети должны
знать:
• назначение спортивного зала и правила поведения в нем
• свойства и функции мяча
• причины травматизма и правила безопасности на занятиях фитболгимнастикой, приемысамостраховки.
• основы личной гигиены при занятиях физическими упражнениями
уметь:
• выполнять правила техники безопасности на занятиях
• выполнять комплексы упражнений программы фитбол-гимнастики первого года
обучения:
•иметь определенный двигательный «запас» общеразвивающих и упражнений
фитбол-гимнастики.
• ритмично двигаться в различном музыкальном темпе
• выполнять специальные упражнения для согласования движений с музыкой
Формы подведения итогов и способы проверки знаний.
•
•
•
•
•

Наблюдение педагога,
Игра,
Выступления детей с комплексом упражнений фитбол-гимнастики на праздниках.
Открытые занятия.
22

3.4. Оценочные и методические материалы
Для определения уровня освоения программы и физической подготовленности
учитываются объективные исходные показатели и произошедшие сдвиги в развитии
двигательных способностей.Для этого в конце изучения программного материала по
фитбол- гимнастике проводится контрольные упражнения программы.
Для оценки эффективности занятий необходимо составить карту
индивидуального психомоторного развития ребенка и групповой динамики
проведенных оздоровительных мероприятий.
Для того чтобы оптимизировать коррекционный процесс и решить задачу
оздоровления, необходимо произвести тщательный анализ занимающейся группы
детей по физическому развитию, нервно-психическому статусу, по состоянию их
опорно-двигательного аппарата в начале курса занятий и в его конце, констатируя
произошедшие изменения. Эти данные оформляются в сводную таблицу. Особенно
важно для детей с речевыми нарушениями определить уровень психомоторного
развития.
Для оценки психомоторного развития дошкольников в практике детских
образовательных учреждений используются следующие диагностические методики
Н. О. Озерецкого и Н. И. Гуревич. Они просты в применении, информативны по
содержанию и статистически достоверны. Критерии оценки выполнения:

3 балла — правильное выполнение движений, навык сформирован и
автоматизирован;2 балла — неправильное выполнение после третьего движения,
есть отдельныеизолированные движения, но навык не автоматизирован.

1 балл — ребенок не может выполнить задание уже на втором движении;

0 баллов — отказ от выполнения движения.
Высокий уровень. Уверенно самостоятельно выполняет движения на
фитболе. Сохраняет равновесие. Выполняет указания инструктора. Легко реагирует
на сигналы. Стремиться к ведущейроли в подвижных играх.
Средний уровень. С помощью воспитателя выполняет движения уверенно.
Действует по указанию инструктора в общем темпе. Выполняет правила в
подвижных играх. Может сохранять равновесие, выполняя упражнения на фитболе.
Низкий уровень. Упражнения с фитболом выполняет с напряжением.
Координация движений низкая. Равновесие на фитболе не сохраняется. Медленный
темп выполнения. В подвижных играх охотно участвует. Нуждается в
дополнительной индивидуальная работа.

3.5. Методические материалы
1. Казакевич Н.В. Фитбол-гимнастика как средство развития
координационных способностей у дошкольников 5-7 лет с общим
недоразвитием речи./ Н. В. Казакевич, С. В. Кузьмина. - СПб.: РГПУ им
А.И.Герцена, 2011.
23

2. Сайкина Е.Г. Программа по фитбол – аэробике для детей
дошкольного и младшего школьного возраста «Танцы на мячах» / Е.Г.
Сайкина, С. В. Кузьмина. - СПб.: РГПУ им А.И.Герцена, 2006.
3. Сайкина.У.Г . Структура оздоровительно-коррекционных программ
для детей по фитболу «Танцы на мячах» » / Е.Г. Сайкина, С. В. Кузьмина. СПб.: РГПУ им А.И.Герцена,2005
4. Хухлаева Д. В. Занятия по физической культуре: Кн. Для
воспитателя детского сада/Д.В. Хухлаева – М., 1992. – 38с.
5. Чепурных О. В. Физическое воспитание: учебное пособие/О. В.
Чепурных – М., 1987. – 418с.
6. Шебеко В.Н. Методика физического воспитания в дошкольных
учреждениях: учебник для учащихся пед.колледжей и училищ/ В.Н. Шебеко –
Мн.: Университетское, 1998.. – 184с.
7. Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников/ В.Н. Шебеко,
Н. Н. Ермак, В. А. Шишкина - М.,1998. – 112с.
8. Шишкина В.А. Движение + движения: кн. для воспитателя детского
сада/В. А. Шишкина – М.: Просвещение, 1992. – 96 с.
9. Шиян Б.М. Теория и методика физического воспитания: учебное
пособие/Б. М. Шиян– М., 1988. – 98с.
10. Юрко Г.П. Методические рекомендации для физкультурно –
оздоровительных занятий/Г. П. Юрко – М., 1985. – 45с.
Янкелевич Е. От трёх до семи. Физкультура и спорт: Методическое
пособие /Е. Янкелевич– М., 1977. – 69с.

24

Приложение 1
Требования к фитбол-гимнастике.
1. Основные правила занятий с мячом:
-угол, сформированный туловищем и ногами в положении сидя должен
быть больший, чем 90°.
-не пытаться перелезть через мяч сзади, садитесь на него только
спереди.
на занятиях необходимо использовать устойчивые, правильно надутые
мячи.
-необходимо регулярно проверять осанку, особенно «S-образную»
форму спины и правильность посадки.
-ноги занимающего должны всегда находиться в контакте с полом. Тело
(рука или ягодицы) должно постоянно поддерживаться мячом.
-необходимо постоянно контролируйте физическое усилие и, главное,
наслаждаться занятием.
-избегайте использовать мячом, размер которого слишком мал для
ребенка. Это может стать причиной неправильной осанки и даже вызвать боль.
-недостаточно надутый мяч приводит к неправильной посадке
«в подвешенном состоянии».
-необходимо избегать внезапных, неуправляемых движений мышцами.
«Обе ноги постоянно и одновременно должны касаться пола на протяжении
всей тренировки с мячом».
-при работе с мячом качество должно преобладать над количеством.
2. Основные требования к мячам- фитболам.
1) Размер мяча:
-Мяч должен быть надут так, чтобы под весом тела поверхность
контакта с полом увеличилась совсем немного. Должны быть возможными
упругие подскоки. Как указано на упаковке, мячи выдерживают нагрузку
до 300 кг.
2) Одежда:
-Удобная спортивная одежда. Оптимальный вариант — босиком или
легкая спортивная обувь с не скользкой подошвой.
3) Покрытие для пола:
-Поверхность пола должна быть ровной и гладкой.
-Гимнастический мат, пол, покрытый ковром или специальным
линолеумом, в редких случаях паркет.
-Необходимо убедиться, что в помещении нет колющих и режущих
предметов. Проверьте, нет ли каких-либо булавок или металлических
застежек на одежде, которые могут проколоть мяч.
-Помните также, что риск прокола мяча существенно возрастает при
использовании его на улице.
4) Место для выполнения упражнений:
25

-Сохранять безопасную дистанцию во всех направлениях.
-Помещение приспособленное для занятий физкультурой.
5) Хранение фитболов:
-Держать мяч вдали от нагревательных приборов, а также не допускать
их долгого пребывания под прямыми лучами солнца (свыше 30 градусов), так
как материал, из которого сделаны мячи, может расплавиться. Правильное
обращение и соблюдение мер предосторожности позволит использовать один
и тот же мяч долгие годы даже в том случае, если его будут сдувать и надувать
очень часто.

26

Приложение 2
Игры с фитболами для детей младшего дошкольного возраста.
1. «Догони мяч» в исходных положениях сидя на коленях, стоя
прокатывать мяч вперед на «Раз, два, три», бежать за мячом когда все дети
прокатят мяч.
2. «Попади мячом в цель» прокатывать или бросать мяч в
горизонтальную цель.
3. «Докати мяч» катить мяч до цели ногами или руками.
4. «Толкай ладонями» -толкать мяч в исходном положении стоя, стоя на
коленях, стоя на четвереньках.
5. «Толкай развернутой ступней» толкать мяч вперед ногой.
6. «Бусины». В исходном положении сидя на мяче собраться в круг. По
сигналу «Рассыпались» дети расходятся в разные стороны. По сигналу
«Бусы» собраться в круг.
7. «Сбор урожая». Все участники сидят на фитболах. Водящий«Садовник» ловит детей –«Собирает яблоки», задевая их рукой. Пойманные
дети садятся на скамейку.
8. «Лохматый пес». Все подобного типа игры проходят сидя на
фитболе.
9. «Замри». Прыжки друг за другом с остановкой по сигналу.
10. «Смена направления» Прыжки друг за другом со сменой
направления по сигналу.
Игры с фитболами для детей старшего дошкольного возраста.
1. «Пятнашки сидя» - сидя на фитболе, играющие передвигаются по
залу бегом, водящий пятнает ближайшего игрока, который становится
водящим.
2. «Пятнашки в беге» - условия игры те же, но играющие
передвигаются по залу бегом, перекатывая фитбол руками.
3. «Пятнашки мячом» - водящий с фитболом, остальные дети без мячей
убегают от водящего в любом направлении. Водящий не может запятнать
убегающего игрока, если тот принимает положение седа на полу.
4. «Третий лишний» - играющие, сидя на мячах, располагаются по
кругу; на одном мяче сидит одновременно два игрока. По команде
преподавателя один из играющих без мяча догоняет другого играющего без
мяча за кругом. Убегающий занимает место у любого мяча, при этом третий
игрок становится «лишним» и убегает от догоняющего.
5.«Тоннель» - игроки делятся на пары, сидя на фитболе напротив друг
друга, поднимают руки вверх и соединяют их, образуя тоннель. Последняя
пара проходит через тоннель, прокатывая впереди свой мяч, и становятся
первой парой. Так по очереди через тоннель должны пройти все пары.

27

Приложение 3
Комплексы общеразвивающих упражнений
на фитболах для детей
1– комплекс.
Исходное положение – сидя на фитболе, руки к плечам.
Выполнение:
1 – руки на фитбол;
2 – вернуться в исходное положение.
Исходное положение – стоя лицом к фитболу, руки за спину, ноги врозь.
Выполнение:
1–2 – наклон вперед не сгибая ног, ладони на фитбол;
3–4 – вернуться в исходное положение (повторить 5 раз).
Исходное положение – сидя на фитболе, руки с двух сторон на фитболе
сбоку.
Выполнение:
1–2 – правую ногу согнуть и поставить стопой на фитбол;
3–4 – вернуться в исходное положение.
То же другой ногой (повторить 3–5 раз).
Исходное положение – сидя на фитболе, руки на поясе.
Выполнение:
1–2 – наклон вперед, рукой коснуться правой ноги;
3–4 – вернуться в исходное положение.
То же в другую сторону (повторить 3–4 раза).
Исходное положение – сидя на полу спиной к фитболу, придерживая
фитбол руками.
Выполнение:
1–2 – выпрямить ноги;
3–4 – согнуть ноги (повторить 4–6 раз).
Подскоки с ноги на ногу вокруг фитбола и ходьба на месте. Смена
направлений.
Повторить упражнение 1.
2– комплекс.
Х л о п о к». Исходное положение – стоя лицом к фитболу.
Выполнение:
1–2 – руки через стороны вперед, хлопнуть, сказать: «Хлоп»;
3–4 – вернуться в исходное положение (повторить 6 раз).
Д о т я н и с ь». Исходное положение – сидя на фитболе, ноги врозь, руки
на поясе, сделать вдох.
Выполнение:
1–2 – руки через стороны вверх. Наклон вперед, коснуться носков –
выдох;
28

3–4 – вернуться в исходное положение – вдох (повторить 3–5 раз).
П р и с е д а н и е». Исходное положение – стоя лицом к фитболу.
Выполнение:
1–2 – поднимая пятки и разводя колени, присесть, руки прямые на
фитболе, спина прямая;
3–4 – вернуться в исходное положение (повторить 6 раз).
П о в о р о т». Исходное положение – спиной к фитболу, руки на пояс.
Выполнение:
1–2 – поворот направо, правой рукой коснуться фитбола;
3–4 – вернуться в исходное положение.
То же влево. Ноги не сгибать, смотреть в сторону поворота (повторить
3–4 раза).
Н о г и в р о з ь». Исходное положение – сидя на полу, лицом к фитболу,
ноги врозь, руки в упоре сзади.
Выполнение:
1 – согнуть ноги ближе к себе;
2 – ноги врозь, не задевая фитбола (повторить 4–6 раз).
Ш а г и и п р ы ж к и». Исходное положение – стоя боком к фитболу.
Сделать 10–12 шагов, не отрывая носков ног, прыжки вокруг фитбола, ходьба
на месте (повторить 3–4 раза).
3-й комплекс.
Ш а г а ю т п а л ь ц ы». Исходное положение – стоя на коленях, сесть на
пятки, фитбол справа.
Выполнение:
перебирая пальцами правой руки, прокатить фитбол вокруг себя. То же
влево (повторить 6 раз).
Н а с о с». Исходное положение – сидя на фитболе, руки на пояс, вдох.
Выполнение:
1–2 – наклон вправо (влево), на выдохе произносить звук «ш-ш-ш»;
3–4 – вернуться в исходное положение (повторить 3–4 раза).
Р а б о т а ю т н о г и». Исходное положение – сидя на полу, ноги врозь,
лицом к фитболу, руки в упоре сбоку.
Выполнение:
1 – согнуть правую ногу;
2 – вернуться в исходное положение. То же левой ногой;
3 – то же, одновременно сгибая и поочередно выпрямляя каждую ногу,
и наоборот (повторить 3–4 раза).
П о с м о т р и н а р у к и». Исходное положение – сидя на фитболе, руки
на поясе.
Выполнение:
1–2 – поворот вправо, правую руку в сторону, посмотреть на руку;
3–4 – вернуться в исходное положение. То же – влево (повторить 3–4
раза).
29

С п р я ч е м с я». Исходное положение – сидя на полу, ноги врозь, лицом
к фитболу, руки на мяче, спина прямая.
Выполнение:
1–4 – перебирая ладонями по фитболу, прокатывая его вперед, наклон
вперед;
5–8 – перебирая ладонями по фитболу, вернуться в исходное положение
(повторить 6 раз).
В ы с о к о». Исходное положение – стоя рядом с фитболом.
Выполнение:
1–2 – подняться на носки, руки вверх;
3–4 – вернуться в исходное положение (повторить 3–4 раза).
4-й комплекс.

Исходное положение – сидя на фитболе, руки к плечам.
Выполнение:
1–3 – круговые движения согнутых в локтях рук;
4 – вернуться в исходное положение (повторить 6 раз).

Исходное положение – сидя на фитболе, руки вверх, правая нога
вправо.
Выполнение:
1–2 – наклон вправо к ноге;
3–4 – вернуться в исходное положение. То же – влево (повторить 3–4
раза в каждую сторону).

Исходное положение – лежа на фитболе на животе, руки на полу.
Выполнение:
1 – поднять вверх правую ногу;
2 – вернуться в исходное положение;
3–4 – то же левой ногой (повторить 3–4 раза в каждую сторону).

Исходное положение – сидя на фитболе, держаться за него руками
сбоку.
Выполнение:
1–4 – переступая ногами вперед, перейти в положение лежа на фитбол;
5–8 – вернуться в исходное положение (повторить 6 раз).

Исходное положение – лежа на спине на полу, прямые ноги на
фитболе.
Выполнение:
1–2 – поднять таз от пола, опираясь ногами на фитбол;
3–4 – вернуться в исходное положение (повторить 6–8 раз).

Исходное положение – сидя на фитболе, руки за головой.
Выполнение:
1 – наклон вправо, коснуться локтем правого бедра;
2 – вернуться в исходное положение;
30

3–4 – то же в другую сторону (повторить 3–4 раза в каждую сторону).
Прыжки с фитболом в руках.
Упражнения для укрепления мышц
плечевого пояса и рук
1. Стоя, поднять фитбол перед грудью на вытянутых руках,
зафиксировать и вернуться в исходное положение.
2. То же, но фитбол поднять над головой.
3. То же, но хват правой рукой сверху фитбола, а левой – снизу и
наоборот.
4. Стоя, перенос фитбола прямыми руками над головой справа налево и
наоборот.
5. Стоя, сжимать «дыхательный» мяч руками перед грудью, над
головой, опущенными вниз руками.
6. Стоя, вращение фитбола на вытянутых руках вправо-влево.
7. Стоя, сжимать фитбол на вытянутых руках перед грудью, над
головой, внизу.
8. Наклон вперед, фитбол в руках, завести его за голову и вернуться в
исходное положение (спина прямая).
9. Поворот с фитболом в руках вправо-влево (руки выпрямлены в
локтевых суставах).
10. То же, но руками при поворотах сжимать фитбол.
11. Наклон вперед, маховые движения прямыми руками с фитболом
вверх-вниз.
12. То же, но хват правой рукой сверху фитбола, левой – снизу и
наоборот.
13. Те же движения руками в исходное положение сидя.
14. Те же движения руками в исходное положение лежа на спине.
15. Исходное положение – стоя, фитбол лежит на внутренней части
предплечий. Сгибание и разгибание рук в локтевых суставах, удерживая
фитбол руками.
16. Лежа на животе, руками удерживать фитбол на полу – откатить
руками фитбол и вернуть его в исходное положение.
17. То же, но фитбол приподнять над головой, подержать и опустить.
18. Исходное положение – стоя, в обеих руках «дыхательные» мячи.
Отвести руки с мячами в стороны; а) – до горизонтального уровня; б) – выше
горизонтального уровня; в) – по диагонали; г) – руками, имитируя движения
лыжника.
19. Исходное положение – стоя, фитбол в руках за головой. Поднять
фитбол над головой за спиной, подержать и опустить.
20. Исходное положение – стоя, фитбол в опущенных руках за спиной.
Сгибая руки, поднять фитбол за спиной вверх и опустить в исходное
положение.
31

21. Исходное положение – лежа на спине, фитбол в руках перед грудью.
Поднять фитбол над головой и опустить.
Упражнения для укрепления мышц
брюшного пресса
1. Исходное положение – лежа на спине, фитбол в руках над головой.
Перейти в положение сидя, перекатывая фитбол по груди, животу и ногам,
затем вернуться в исходное положение.
2. Исходное положение – то же, но сесть, ноги под углом 45о.
3. Исходное положение – лежа на спине, ноги согнуты в коленных
суставах, стопы на полу, фитбол между ногами, руки за головой. Сжимая
фитбол ногами, перейти в положение сидя.
4. То же, но сесть, ноги под углом 45о.
5.
Исходное положение – лежа на спине на фитболе, руки за головой,
приподнять до горизонтального уровня над фитболом голову и плечи.
Зафиксировать и вернуться в исходное положение.
6.
Исходное положение – лежа на спине на фитболе, одна рука на
фитболе, другая за головой. Поднимая голову и плечи, повернуть туловище
влево, затем вправо.
7. Лежа на фитболе на боку, руки в упоре на фитбол. Откатить фитбол
от себя и вернуться в исходное положение.
8. То же, но опора на фитбол одной рукой, другая в «крылышке» и
наоборот.
9. Исходное положение – лежа на боку, фитбол между ногами. Поднять
фитбол согнутыми в коленных суставах ногами.
10. То же, но поднять фитбол прямыми ногами и вернуться в исходное
положение.
Упражнения для укрепления мышц тазового дна
1. Лежа на спине, стопы на мяче, колени согнуты под углом 90о.
Удерживая в напряжении ноги, поднять таз, зафиксировать положение и
опустить.
2. То же, но на фитболе фиксированы не стопы, а голень.
3. То же, но одна нога фиксирована стопой на колене другой ноги.
4. Исходное положение – лежа на спине, пятки в упоре на фитбол.
Поднять таз так, чтобы туловище и ноги составили одну прямую линию.
5. Исходное положение – лежа на спине, одна нога в упоре стопой на
фитболе, другая нога фиксирована на колене. Откатить фитбол от себя и
вернуться в исходное положение.
6. Исходное положение – лежа на спине, стопы на фитболе, согнуть обе
ноги в коленях, приподнять таз. Фитбол прикатить стопами к ягодицам и
вернуться в исходное положение.
7. Исходное положение – лежа на спине, стопы на фитболе. Поочередно
поднимать и опускать ноги.
32

8. Исходное положение – лежа на спине, фитбол между ногами,
согнутыми в коленях. Сжимать фитбол ногами.
Упражнения для укрепления мышц спины
1. Исходное положение – лежа грудью на фитболе, стопы в упоре на
полу, руки за спиной. Разгибание в грудном отделе позвоночника.
2. То же, но руки в «крылышки».
3. То же, но руки вверх.
4. То же, но попеременное движение прямых рук вперед-назад.
5. То же, но руками выполнять упражнение «ножницы».
6. Исходное положение – лежа грудью на фитболе, руки на полу, ноги в
упоре стопами на полу. Поднять до горизонтального уровня правую ногу,
затем левую ногу.
7. То же, но поднять обе ноги одновременно до горизонтального уровня.
8. То же, но поднять одну ногу, согнутую в коленном суставе до 90о.
9. То же, но ногами – горизонтальные и вертикальные «ножницы».
10. Стоя, опора на мяч на предплечьях, ноги в упоре стопами на полу на
ширине плеч. Мах правой ногой назад, в сторону, затем то же – левой ногой.
11. Прямые ноги на фитболе, руки в упоре на полу. Не прогибаясь в
спине, согнуть и разогнуть колени, подтягивая фитбол к груди.
Упражнения для укрепления мышц свода стопы
1. Сидя на фитболе, упор кистями рук на колени. Одновременно ставить
стопы то на носки, то на пятки, то на наружный свод.
2. Исходное положение – лежа на полу, одна нога голенью лежит на
фитболе, другая нога выполняет «гусеничку» стопой вперед и назад.
3. Исходное положение – сидя на фитболе, стопы на «дыхательном»
мяче. Опора на «дыхательный» мяч носками, пятками, наружным сводом
стопы.
4. То же, но одна нога в упоре носком, другая пяткой и наоборот.
5. Исходное положение – сидя на фитболе, захватить «дыхательный»
мяч между стопами и прокатывать его ногами.
6. Исходное положение – сидя на фитболе, катать мяч стопами впередназад.
7. «Гусеничка» поочередно стопами на «дыхательном» мяче, сидя на
фитболе.
8. Исходное положение – сидя на фитболе, захватить «дыхательный»
мяч между стоп, немного приподнять, сжать фитбол ногами, выпустить на пол,
опять захватить (повторить 4–6 раз).
Упражнения для увеличения гибкости и подвижности
позвоночника и суставов
1. Исходное положение – сидя на фитболе, правая рука через теменную
часть головы фиксирована на левой височной области. Наклонить правой рукой
33

голову вправо, спина прямая. Повторить то же другой рукой.
2. Исходное положение – сидя на фитболе, руки в замок за спиной.
Поднять руки вверх до максимально возможного уровня. Спина прямая.
3. Исходное положение – лежа на спине на фитболе. Тянуть руки в
стороны – вверх, ноги в упоре на полу.
4. Исходное положение – лежа на спине на фитболе, руки за головой.
Сгибать и разгибать ноги в коленных суставах, стопы на полу.
5. Исходное положение – стоя на коленях, фитбол перед грудью.
Откатить фитбол от себя, зафиксировать положение с небольшим прогибом
позвоночника и вернуться в исходное положение.
6. Исходное положение – сидя на полу, ноги в стороны, руки на фитболе.
Откатить и прикатить фитбол вперед-назад.
7. Исходное положение – сидя на фитболе, глубокий наклон вперед.
Руками обхватить между ногами фитбол и потянуть к себе.
8. Исходное положение – сидя на фитболе. Наклоны вправо-влево, одна
рука на фитболе, другая тянется вверх.
9. Исходное положение – лежа на фитболе боком, обе руки вверх. Одной
рукой тянуть другую руку вверх.
10. Исходное положение – сидя на фитболе, одна нога согнута в
коленном суставе, лежит на другой ноге. Наклон вперед, руки в упоре на мяче
сзади.
11. Исходное положение – сидя на фитболе, одна нога в упоре на пятке.
Тянуться к одной ноге, затем – к другой ноге.
12. Исходное положение – стоя, одна нога на фитболе. Руками
придерживая фитбол тянуться к другой ноге.
13. Исходное положение – лежа на спине, ноги на фитболе. Поднять
максимально вверх правую ногу, затем левую.
14. Исходное положение – стоя у фитбола. Одной рукой фиксировать
его, другой рукой подтянуть пятку к ягодице, сгибая ногу в коленном суставе.
15. То же, лежа грудью на фитболе. Одна рука в упоре на полу, другая
подтягивает пятку к ягодице.
16. Исходное положение – стоя на одном колене, другая нога вытянута
и отведена в сторону, руки на мяче перед грудью. Откатить фитбол от себя и
вернуться в исходное положение.
17. Исходное положение – стоя в коленно-кистевом положении, одна
нога отведена в сторону и лежит на фитболе. Откатить фитбол от себя и
вернуться в исходное положение.
18. Исходное положение – сидя на полу, ноги врозь. Откатить фитбол от
себя и к себе, спина прямая.
19. Выпад вперед, фитбол сбоку для опоры одной руки на предплечье;
то же с другой стороны.
20. Исходное положение – стоя на одном колене, другая нога вытянута
вперед. Откатить фитбол вперед и вернуться в исходное положение.
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».