Пояснительная записка
В рабочей программе представлена нетрадиционная форма работы по
оздоровлению детей, занятиях на фитболах – больших гимнастических
мячах. Фитбол – гимнастика не только благоприятно воздействует на все
системы
организма
ребенка
(сердечнососудистую,
дыхательную,
выделительную и т. д.), но и снимает психическое напряжение, повышает
умственную и физическую работоспособность, улучшает самочувствие.
Содержание программы способствует формированию у детей практических
навыков здорового образа жизни, потребности в систематических занятиях
физкультурой и спортом, развивать осознанное отношения к своему
здоровью, воспитывать умение бережного отношения к своему организму,
В настоящее время перед ДОУ остро стоит вопрос о путях
совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений. За
последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. У
большинства детей имеется аномалия осанки, деформация стоп,
увеличивается частота тяжких форм сколиоза. Еще одна причина ухудшение
здоровья – снижение двигательной активности. Новые подходы к
содержанию физкультурных занятий способствует повышению уровня
здоровья современных дошкольников. Поэтому педагоги применяют в своей
работе новые подходы к организации занятий физическими упражнениями.
Современная физкультура в дошкольном учреждении должна предупреждать
заболевания, то есть быть профилактической. На занятиях с ослабленными
детьми должны использоваться программы по профилактической
физической культуре. Это решение мы видим в организации фитбол –
гимнастики в ДОУ. Фитбол («fit» - оздоровление, «ball» - мяч). Фитбол большой мяч диаметром 45-75 см - который используется в оздоровительных
целях. Благодаря фитбол-гимнастике снижается уровень заболеваемости и
повышается уровень физического развития, повышается благотворное
влияние на развитие здоровья.
Программа
предусматривает:
1. Реабилитационно-оздоровительное воздействие фитболов на организм
детей.
2. Преемственность в решении задач с образовательной программой
«Детство»
3. Создание условий для фитбол-гимнастики.
Программа создает условия для оздоровления дошкольников
посредством занятий фитбол – гимнастикой, которая формирует
двигательную сферу ребенка в развитии силы мышц, поддерживающих
правильную осанку; способности удерживать равновесие, развивает
физические качества: выносливость, ловкость, быстрота, гибкость. Возраст
детей от 2 лет (1 младшая группа) до 7 лет (подготовительная к школе
группа).
Для организации работы по программе необходимо создать следующие
условия:
- физкультурно-музыкальный зал,
- приобрести фитбол-мячи, магнитофон, аудиокассеты и диски.
- разработать конспекты занятий, совместной деятельности;
- составить график занятий и совместной деятельности;
совместное с воспитателем проведение (для соблюдения техники
безопасности)
Цель:
развивать физические качества и укреплять здоровье детей,
используя эффективность методики комплексного воздействия упражнений
фитбол-гимнастики
на развитие физических способностей детей
дошкольного возраста.
Задачи:
Укреплять здоровье детей с помощью фитболов.
Развивать силу мышц, поддерживающих правильную осанку.
Совершенствовать функции организма детей, повышать его
защитные свойства и устойчивость к заболеваниям с помощью фитболов.
Развивать двигательную сферу ребенка и его физические качества:
выносливость, ловкость, быстроту, гибкость.
Воспитывать интерес и потребность в физических упражнениях и
играх.
В процессе занятий, играя и наслаждаясь движениями, дошкольники
приобретают привычку к здоровому образу жизни и овладевают основными
когнитивными умениями:
- предсказывать последствия действия или события;
- проверять результаты собственных действий;
- управлять своей деятельностью.
Таким образом, учитывая особенности физического развития детей
дошкольного возраста можно закономерно развивать двигательные умения и
навыки, физические качества. Свободная двигательная активность, позволяет
ребенку испытывать радость от физических упражнений, трансформировать
их из чисто механических в реабилитационно - лечебные, освобождаться от
чувства тревожности, зажатости, страха, влиять на свое собственное
состояние и поведение.
Педагогические средства, используемые при реализации программы.
Для решения поставленных задач планируется использовать
следующие методы:
Словесные – объяснения упражнений, указания, похвала,
команда, рассказ, беседа, литературные ( разучивание, проговаривание
стихов, пропевание песен при выполнении движений.)
Наглядные – показ, имитация, участие инструктора по
физической культуре и воспитателя в играх и упражнениях, звуковые и
зрительные ориентиры.
Практические – упражнения. Конкретные задания, игровые
приемы, поддержка и помощь.
Применение необычных исходных положений, быстрая
смена различных положений (сесть, лечь, встать).
Изменение скорости или темпа движений, введение разных
ритмических сочетаний, различной последовательности элементов.
Смена способов выполнения упражнений.
Использование в упражнениях предметов различной
формы, массы, объема, фактуры содействует развитию умения
распределять движения в пространстве и во времени, сочетать их с
движениями тела, требующими разносторонней координации и тонких
мышечных ощущений.
Список литературы
1.
Казакевич Н.В.
Фитбол-гимнастика как средство развития
координационных способностей у дошкольников 5-7 лет с общим
недоразвитием речи./ Н. В. Казакевич, С. В. Кузьмина. - СПб.: РГПУ им
А.И.Герцена, 2011.
2.
Сайкина Е.Г. Программа по фитбол – аэробике для детей
дошкольного и младшего школьного возраста «Танцы на мячах» / Е.Г.
Сайкина, С. В. Кузьмина. - СПб.: РГПУ им А.И.Герцена, 2006.
3.
Сайкина.У.Г .
Структура оздоровительно-коррекционных
программ для детей по фитболу «Танцы на мячах» » / Е.Г. Сайкина, С. В.
Кузьмина. - СПб.: РГПУ им А.И.Герцена,2005
4.
Хухлаева Д. В. Занятия по физической культуре: Кн. Для
воспитателя детского сада/Д.В. Хухлаева – М., 1992. – 38с.
5.
Чепурных О. В. Физическое воспитание: учебное пособие/О. В.
Чепурных – М., 1987. – 418с.
6.
Шебеко В.Н. Методика физического воспитания в дошкольных
учреждениях: учебник для учащихся пед.колледжей и училищ/ В.Н. Шебеко
– Мн.: Университетское, 1998.. – 184с.
7.
Шебеко В.Н.
Физическое воспитание дошкольников/ В.Н.
Шебеко, Н. Н. Ермак, В. А. Шишкина - М.,1998. – 112с.
8.
Шишкина В.А. Движение + движения: кн. для воспитателя
детского сада/В. А. Шишкина – М.: Просвещение, 1992. – 96 с.
9.
Шиян Б.М. Теория и методика физического воспитания: учебное
пособие/Б. М. Шиян– М., 1988. – 98с.
10.
Юрко Г.П. Методические рекомендации для физкультурно –
оздоровительных занятий/Г. П. Юрко – М., 1985. – 45с.
учебный план «Фитбол»
Структура проведения
Основные упражнения
аэробики ( шаги, связки,
блоки)
Танцевальные
упражнения с элементами
ритмики
( с атрибутами, без
атрибутов)
Профилактикокоррегирующие
упражнения с атрибутами
( упражнения
направленные на
профилактику
плоскостопия, нарушений
осанки и др. заболеваний)
l мл. группа
с 2-3 лет
1
заня
тие
ll мл. группа
с 3-4 лет
месяц год
1
заня
тие
месяц год
Средняя группа
с 4-5 лет
1
заня
тие
месяц год
Старшая
Подготовительная
группа
группа
с 5-6 лет
с 6-7 лет
1
месяц год 1
месяц год
заня
заня
тие
тие
2
8
64
3
12
96
4
16
128
5
20
160
6
24
192
1,5
6
48
3
12
96
4
16
128
5
20
160
6
24
192
1,5
6
48
2
8
64
3
9
72
4
16
128
5
20
160
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)
Подвижные игры и
эстафеты, креативные
игры и упражнения
Растяжка и релаксация
2
8
64
3
12
96
4
16
128
5
20
160
6
24
192
3
12
96
4
16
128
5
25
200
6
24
192
7
28
224
Итого:
10
40
320
15
60
480
20
82
656
25
100
800
30
120
960
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)