01.01.2017
Воображение у детей дошкольного возраста значительно отличается от воображения взрослых. В основе любых образов находится комбинирование знаний, которые сохраняются в памяти. У детей жизненный опыт не велик и критичность мышления находится на низком уровне, поэтому им пока сложно осознавать, как бывает, а как нет. Примерно до 5-6 лет у ребёнка еще отсутствует замысел, либо он весьма неустойчив. Малыш фантазирует только ради того, чтобы фантазировать.
Целенаправленное развитие воображения у детей дошкольного возраста вначале происходит под руководством взрослых, именно они побуждают ребёнка произвольно создавать отдельные образы. После этого малыш самостоятельно придумывают замысел и план его реализации.
В великолепном фильме режиссера Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна!» (1997, La vita è bella) рассказано о молодом человеке, который и свою жизнь сделал прекрасной, превратив ее в игру, и продолжил игру даже в страшных условиях нацистского концлагеря для спасения своего маленького сына. Он научил его жить в воображаемом мире и участвовать в игре, которая стала для него реальнее ужасной действительности, и это спасло сыну жизнь…
В раннем возрасте у детей формируется образный мир. Они живут своим воображением и воспринимают мир через его призму. А в пять лет дети могут представлять себя героями прочитанных книг, участниками каких-то событий и сражений. Они могут придумывать смешные истории, представлять себе всякие сцены и иногда начинают смеяться вслух. Этот период ничем не ограниченного воображения очень важен для формирования образного мышления. От развития этого мышления зависит и дальнейшая способность к восприятию мира во всей его сложности и многозначности, развитие творческих способностей и сохранение здоровья в условиях стрессов, а также внешних и внутренних конфликтов, неизбежных в каждой жизни. Поэтому родители должны всячески способствовать развитию воображения ребенка и не бояться самых странных его проявлений всего лишь на том основании, что они ничего подобного не испытывают.
По мнению специалистов взрослые должны очень бережно относиться к тому воображаемому миру, в котором живут их дети, и не только ради развития этого потенциала, но и ради сохранения контакта со своими детьми. Ведь, если родители высмеивают и не принимают этот мир, они подрывают доверие к ним своего ребенка, а могут подорвать и доверие к миру.
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития творческого воображения, то есть фантазии. Ребенок умнеет «на глазах», постоянно любопытничает, фантазирует, что-то умозаключает, сравнивает, обобщает, ищет причины и следствия, стремится выделить главное, и сочиняет, придумывает, проявляет способность к творчеству.
Фантазия – источник творческой духовности человека. Если бы не было фантазии, не было бы музыки, живописи, литературы, любви. Позволяя ребенку фантазировать, мы уходим от стандартов в мышлении, поведении, выражении эмоций. Фантазия помогает осознать действия ребенка, понять, что творится в его душе. Одновременно, фантазия – один из наиболее важных способов научится, как вести себя в реальной жизни.
Первые проявления воображения мы можем наблюдать тогда, когда ребенок начинает действовать не на основе реальности, а на основе возникающих у него собственных представлений. Когда малыш стучит погремушкой по кроватке, когда собирает пирамидку или даже сует ложку каши из своей тарелки в рот любимой кукле, о воображении говорить не приходится. Ребенок видит реальный предмет, берет его и действует с ним, как этот предмет требует. Но вот малыш начинает кормить куклу палочкой - ложкой, укладывать спать медвежонка в коробку - кроватку, мыть руки камушком - мылом... Во всех этих ситуациях ребенок действует с одним предметом, а воображает на его месте другой. Воображение ребенка связано в одном случае с развитием знаковой функции и идёт от замещения одних предметов другими предметами и их изображениями, к использованию речевых, математических и других знаков, к овладению логическими формами мышления. В другом случае ведет к появлению и расширению возможности дополнять и замещать реальные вещи, ситуации, события воображаемыми, строить из материала накопленных представлений новые образы. Такое активное использование предметов-заместителей и образов-заместителей говорит о том, что малыш перешел на новую ступеньку развития: у него начало развиваться образное мышление. Ребенок становится фантазером. То, что ребенок стал активно фантазировать и при этом отделять фантазии от реальности, можно понять по появлению в его речи слов «понарошку» и «как будто». И первые проявления воображения относятся к 2,5–3 годам,потому что именно в этом возрасте ребенок начинает действовать в воображаемой ситуации, с воображаемыми предметами, то есть играть. Именно в игре у малышей идет развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, интеллекта.
В этом возрасте важными в развитии воображения являются сюжетно-ролевые игры. Примеры этих игр хорошо известны: «дочки-матери», «войнушка». Часто дети играют в повседневные ситуации: уход мамы на работу, возвращение мамы с работы, поездка на море и т.д. На первых порах фантазия неотделима от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. Ребенок скачет верхом на палочке - в этот момент он всадник, а палка - лошадь. Но он не может вообразить лошадь при отсутствии предмета, пригодного для скакания, и не может мысленно преобразовать палку в лошадь в то время, когда не действует с ней. Многочисленные исследования подтверждают: дети в игре пользуются двумя параллельными «реальностями» - настоящей, в которой они дети, и фантазийной, в которой они индейцы, ковбои, полицейские или манекенщицы. Доказано, что здоровые дети вполне способны различать, где реальность, а где их собственная выдумка. Но все-таки, чем меньше ребенок, тем способность увидеть эту разницу меньше. Поэтому 3-4-летние малыши, захваченные игрой или театральным представлением, вполне способны принять игровой вымысел за действительность и всерьез испугаться, например, огромного старика с бородой и в тулупе (Деда Мороза). В игре детей трех-, четырехлетнего возраста существенное значение имеет сходство предмета-заместителя с предметом, который он замещает.
У детей более старшего возраста воображение может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает. Происходит переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, к игровому преобразованию предмета, приданию ему нового смысла и представлению действий с ним в уме, без реального действия. Это и есть зарождение воображения как особого психического процесса.
Фантазия развивается в той, свободно созданной, игре, в которой ребенок один или с немногими товарищами подражает работе и действиям окружающих его людей; в этой игре гораздо сильнее проявляются особенности пола и возраста, а также и различия индивидуальной одаренности. Эти игры также возникли из подражания; самой жизни, которая окружает детей. И подобно тому, как в жизни человек действует то отдельно, то вместе с себе подобными, и ребенок играет, в зависимости от потребности, и обстоятельства, то один, то вместе с другими детьми. Одинокая игра ребенка более нуждается во внешнем объекте, над которым могла бы работать фантазия ребенка, чем игра совместная. В совместной игре сами играющие являются подобными объектами, так что значение орудий игры здесь отступает на второй план. Одинокие игры заставляют работать фантазию сильнее, и она может свободнее проявлять свои индивидуальные особенности, тогда как совместная игра легко переходит в форму традиционной и более или менее однообразной игры, как, например, игру в солдаты, разбойники, в прятки и тому подобное. Одинокая девочка, нянчащая куклу, или мальчик, по собственному усмотрению готовящий к сражению своих оловянных солдатиков, или строящий из деревянных кубиков дома и крепости, - вот в ком проявляется истинная игра фантазии. И она проявляется в такой форме, в которой с наибольшей силой может выразиться творящая и изменяющая сила фантазии, потому что она должна или сама создать свой объект, или приспособить уже имеющийся объект к своим целям.
Еще один пласт в развитии фантазии в этом возрасте связан с предметами, которые необходимы во время игр. К сожалению, сегодняшний переизбыток игрушек в магазинах и их предельная реалистичность мешает детям в развитии фантазии. Почти настоящие чайники, которые «кипят», пуская пар, тостеры, плиты, пистолеты, мечи… Конечно, эти игрушки очень красивы и привлекательны, но они не будят воображение, т.к. «полностью готовы к употреблению». И родители часто говорят о том, что ребенок быстро теряет к ним интерес. Чего же не хватает ребенку? Простора для фантазии! Она – нежная птица, в неволе не живет. Для ее развития нужны предметы-«полуфабрикаты»: те самые палки, камешки, бумажки, кусочки материи, железяки.
Игра в современной культуре является своеобразным культом. До семи лет, пока ребенок не пошел в школу, ему разрешается играть. Так было не всегда. Там, где ребенок с детства включен в труд взрослых, игра отсутствует. Дети всегда играют в то, что им недоступно. Поэтому в обществе, где ребенок приобщен к труду взрослых, игры не нужны. Там дети играют в «отдых».
Формируясь в игре, фантазия переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в сочинении сказок, стишков. Здесь, так же как в игре, дети вначале опираются на непосредственно воспринимаемые предметы. Так как фантазия ребенка этого возраста пока не имеет четкого вектора, и ее легко направить как в положительное, так и в отрицательное для развития ребенка русло, важно начать чтение волшебных сказок с произведений, имеющих простой сюжет, когда в результате последовательно развивающихся событий наступает благополучный исход. Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его.
Лучше подбирать сказки с открытым сюжетом, куда родители и ребенок могут внести собственные изменения по ходу действия, что поможет ребенку в образной форме высказать свои потребности.
Таким образом, в возрасте до пяти лет главное - чтобы сказка имела смысл для самого ребенка, а не сама по себе, то есть она должна обогатить его жизнь, а не испугать малыша и ограничить его развитие. Кроме того, сказка может помочь найти пути разрешения осознаваемых и не вполне осознанных семейных проблем.
Между пятью и семью годами детям можно читать любые сказки, сюжет которых завладевает вниманием ребенка, возбуждает его любознательность, развивает интеллект, и, главное, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции. В это время у ребенка настолько развиты фантазия и вымысел, что позавидовал ему бы даже Андерсен. То есть, это произведение должно задевать все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение. В этом возрасте ребенок продолжает искать в сказке решение своих насущных проблем. Теперь он может «помыслить» о том, чего нет на самом деле, уносясь в своих фантазиях в желаемую реальность.
Однако в фантазиях ребенка могут в гипертрофированной форме отражаться желания и потребности, которые открыто высказывать он боится. Поэтому так важно, чтобы в детско-родительских отношениях всегда присутствовали чуткость, доверие, доброжелательность, искренность и открытость. Читая или придумывая сказки, родители вместе с детьми попадают в волшебное пространство, где им предоставляется возможность проявить эти чувства и стать ближе друг к другу.
Также на развитие фантазии оказывают влияние продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование, то есть те виды деятельности, которые требуют предварительного планирования. Рисуя, ребенок часто разыгрывает тот или иной сюжет. Нарисованные им звери сражаются между собой, догоняют друг друга, люди идут в гости и возвращаются домой, ветер сдувает висящие яблоки и т.д.
Научиться отличать фантазию от реальности – это одна из наиболее трудных задач, с которыми сталкивается маленький ребенок. Дети всех возрастов борются за полную свободу, резкое и грубое вмешательство взрослых в мир фантазий принесет только вред ребенку и родителям, вызовет протестное поведение, эмоциональные нарушения.
Для того чтобы фантазия ребенка постоянно развивалась, необходимо учитывать следующие рекомендации:
1. Фантазировать должно быть интересно. Тогда, получая удовольствие, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить. У дошкольников интерес не к рассуждениям, а к событиям.
2. Действовать собственным примером. Читать, обсуждать и анализировать хорошую литературу по фантастике: сказки, фантастические рассказы;
3. Поощрять в ребенке стремление задавать вопросы.
4. Поощрять любопытство и воображение ребенка.
5. Избегать неодобрительной оценки творческих попыток малыша. (Не следует говорить, что его произведение можно улучшить: «Это неплохо, но могло быть гораздо лучше, если бы...»)
6. Оставлять ребенка одного и позволять ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество. При этом необходимо установить четкие и жесткие требования к ребенку. Ребенок должен знать «перечень» ограничений своего поведения.
7. Помогать ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим).
8. Заботиться о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказывать.
9. Находить слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегайте критиковать первые опыты - как бы ни были они неудачны. Относиться к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит
10. Стимулировать фантазию вопросами. Например: «А что произойдет, если у тебя вырастут крылья. Куда бы ты полетел?»
11. Ставить детей в затруднительные ситуации. Пусть сами думают и находят выход. Вот, например, классическая задача: дети попали на необитаемый остров, как выжить?
12. «Подбрасывать» детям интересные сюжеты и просить их составлять по ним рассказы, сказки, истории.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.04.2019
Дата обновления: 26.04.2019
Дата публикации: 01.01.2017