01.01.2017
Слушание музыки в исполнении ударного оркестра — это один из видов восприятия музыки. Дети определяют общий характер произведения, характер его различных частей, подбирают соответственно им те или иные инструменты.
Ударный оркестр составляется примерно из следующих инструментов: маленький барабан, тарелки, маленькие бубны, треугольники, кастаньеты, колокольчики, бубенчики, погремушки разных размеров.
Вводя в оркестр несколько треугольников, надо подбирать последние так, чтобы они одинаково звучали. В противном случае лучше ограничиться одним треугольником.
Приобретая колокольчики, надо подбирать их с таким расчетом, чтобы часть из них звучала в одном и том же низком тоне, например до; другая — в более высоком, в ми, ми-бемоль; третья — в соль и т. д. Желательно, чтобы колокольчики были подобраны в терцовом соотношении (до — ми, ре — фа), а не по хроматической гамме (до, до-диез, ре, ре-диез и т. д.).
Кастаньеты можно заменить деревянными ложками. Играют на них либо взяв в руки по ложке и ударяя одной о другую, либо ложки закладывают черенками между пальцами правой руки, так, чтобы выпуклости ложек были обращены друг к другу.
Ударный оркестр всегда звучит в сопровождении мелодического инструмента (фортепиано, баян, домра, гитара и др.) или пения. В противном случае ударный оркестр превращается в Колокольчики можно привязать к тоненьким небольшим палочкам: так детям играть легче.
Как знакомить детей с инструментами? Практика показывает, что выводить в группу сразу все инструменты нецелесообразно: дети не могут сосредоточиться ни на одном из них. Лучше знакомить инструментами постепенно, чтобы каждый ребенок мог внимательно рассмотреть его, привыкнуть к обращению с ним, к извлечению соответствующего звука, а также познакомиться с тембром звука, который характерен данному инструменту.
Когда ребенок в достаточной степени познакомится с одним инструментом (барабаном или тарелками), внимание его целесообразно сосредоточить на том, что на каждом инструменте можно извлекать различные по силе звуки. Например, педагог берет барабан или бубен, у детей в руках флажки. В зависимости от силы звучания инструмента дети меняют положение флажков (вверх, вниз). Затем барабан или бубен передается кому-либо из детей и ему предлагается проделать то же. Таким образом ребенок приучается извлекать из инструмента сильные и слабые звуки.
Следует фиксировать внимание детей и на высоте звуков. Так, треугольники, колокольчики, маленькие бубенчики издают высокие звуки, а кастаньеты, большие бубенчики, бубен, погремушки — средние по высоте звуки и, наконец, барабан издает низкий звук. Знакомство с высотой звука можно провести примерно таким образом: детям раздают колокольчики и бубенчики. Колокольчики откликаются на музыку, исполняемую в высоком регистре, бубенчики — в среднем.
После того как дети познакомятся с двумя-тремя видами контрастно звучащих инструментов, начнут разбираться в характере их звучания, можно ввести сразу два-три таких инструмента, чтобы дети могли сравнить характер их звучания. Например, дается барабан и колокольчик. Взрослый исполняет пьесу на фортепиано. При игре в верхнем регистре играют дети, получившие колокольчики, а при игре в низком — барабанщики.
Наконец, следует обратить внимание ребенка на протяжные и отрывистые звуки (legato, staccato), издаваемые инструментами. Треугольники и тарелки издают протяжные звуки, а кастаньеты, погремушки, барабан — отрывистые.
При введении тарелок ребенку объясняют, что они употребляются главным образом для усиления звука, почти всегда на акцентированных частях мелодии. Если к ударениям-акцентам ребенок подведен при разучивании движений (в играх, танцах), то введение тарелок и правильное пользование ими не представит для них никаких затруднений.
Полный состав ударного оркестра вводится в старших группах. В средней группе дети знакомятся с отдельными инструментами.
Инструменты, одинаковые по высоте звучания, например треугольники (колокольчики, бубенчики), желательно чаще вводить в игры детей, чтобы детское ухо приспособлялось к улавливанию звуков различной силы и высоты и к сравнению их между собой.
Нецелесообразно использовать заводные шарманки, органчики: ребенок не может на них свободно музицировать; мелодии, записанные в них, искажены (высота звука, ритм, тембр).
В исполнении ударного оркестра могут звучать песни, марши, танцевальные мелодии. Лучше звучат те из них, в которых подчеркивается ритм, имеются акценты, паузы, изобразительные элементы: цоканье копыт, барабанная дробь и др.
Для исполнения музыки ударным оркестром необходима инструментовка — определение очередности вступления в оркестр ударных инструментов. Последнее обусловливается содержанием произведения.
Целесообразно к инструментовке пьесы привлекать детей. На занятиях исполняются две-три пьесы для их инструментовки. Дети выбирают одну из них и мотивируют свой выбор, например: «Она веселая». Выбранная пьеса исполняется еще раз, сначала целиком, потом по частям. Детям предлагают сказать, где какие инструменты должны играть. Педагог выбирает наиболее удачные варианты, предложенные детьми.
Перед игрой в оркестре можно всем одновременно разрешить «настроить» свои инструменты, т. е. поиграть на них. После разучивания новой пьесы, играют две-три старых. Больше трех пьес на одном занятии играть не следует: ударные инструменты — сильный слуховой раздражитель, у ребенка от шума и напряжения притупляется внимание.
Нужен ли оркестру дирижер? Когда дети играют в «оркестр», «дирижером» может быть ребенок. Другое дело — занятие с ударным оркестром. Педагог, играя на инструменте, является одновременно и дирижером. В нужный момент он может напомнить детям вступление (словами, кивком головы).
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.04.2019
Дата обновления: 26.04.2019
Дата публикации: 01.01.2017