01.09.2020
ПОРЯДОК И ДИСЦИПЛИНА
Приучить
детей к порядку, дисциплине и послушанию, очень легко. Но необходимо помнить,
что они должны знать, какие поступки допустимы, а какие нет.
Требования
старайтесь высказывать не в форме приказания, что всегда вызывает у детей
протест, а спокойным, доброжелательным тоном, при этом показывая личный пример:
("Аккуратно моем руки", "Чистим зубы", "Учимся красиво
читать и говорить" и т. п.).
Существуют ряд правил:
v Не
смешивайте требование с назойливой опекой, с постоянным одергиванием ребенка
("Нельзя!", "Не кричи!", "Не бегай!", "Не
вертись!", "Упадешь!" и т.п.).
v Запрещая
что-либо, все же давайте возможность ребенку чаще "ошибаться", чтобы
он сам начинал понимать, что "хорошо", а что — "плохо".
v Избегайте
непонятных для детей обращений; "Не делай больше плохого!", "Не
будь гадкий мальчиком!", "Не дружи с плохой девочкой!" и т. п.
v Всегда
объясняйте причину запрета; "Нельзя играть с мячом в квартире, т. к. можно
что-то разбить; испортить".
v Старайтесь
облечь требования в занимательную игровую форму: "Сегодня наша квартира —
это корабль. Нам с тобой предстоит надраить палубу-пол, чтобы на ней начать
интереснейшую спортивную игру".
v Не
унижайте личность ребенка. Не говорите ему: "Большей глупости ты не смог
сделать?", "Непонятно, что у тебя вместо головы", "Ты
только и знаешь, что говоришь разные глупости!" и т. п.
v Учитывайте
возраст ребенка. Бывает, что взрослые требуют от детей выполнить такое задание,
справиться с которым им самим не под силу.
v Не
ожидайте, от ребенка немедленного выполнения требований: "Бросай игру,
одевайся!", "Заканчивай рисовать, собирайся!", "Перестань
читать, иди ужинать!". Требования должны быть мягкими и понятными: "Заканчивай
игру, через… минут выходим из дома", "Закончишь рисовать, начинай
собираться, мы тебя ждем", "Не забывай, что ужин через полчаса".
v Особенно
важно быть последовательными в своих требованиях. Если в семье заведено, что
дети играют, лепят, рисуют, конструируют и т.д. каждый день с 18 до 20 часов, то при любых
обстоятельствах этот факт должен учитываться всеми членами семьи.
v Несогласованность
в требованиях взрослых: "Сделай сейчас!", "Сделаешь
позже!", "Бросай рисовать, иди купаться или чистить зубы!"
приведет к необязательности со стороны ребенка.
Бывает,
что родители свои требования выражают одними и теми же словами и фразами, не
задумываясь, что их можно предъявить:
·
в виде примера: "Посмотри, как это сделал папа";
·
пожелания: "Мы хотим, чтобы ты был более
чутким, понимающим";
·
совета: "Вместо игры на компьютере,
телефоне советую поиграть вместе со мной в игру…";
·
просьбы: "Может, в этот день ты мне
поможешь с уборкой квартиры?";
·
напоминания: "В случае хорошего поведения
тебя ожидает необычная поездка или подарок";
·
оказания доверия: "Два дня мы будем
отсутствовать, ты останешься в доме за старшего, помогай бабушке с дедушкой";
·
поручения: "В течении недели выполнишь
порученную отцом работу";
·
тактичного приказа: "Сегодня выполни
это задание, так как никто из взрослых не сможет это сделать";
·
предупреждения: "Ты слишком увлекся футболом,
поэтому и отстал в учебе; если не исправишь дело, придется временно перестать
заниматься футболом";
·
переключения: "Давай лучше вместе порисуем,
полепим" (в ситуации, когда ребенок несколько часов смотрит телевизор. или
играет в телефон);
·
импровизации: "Не надо ничего говорить, я
уже и так все знаю, вижу по глазам" и т. п. (в ситуации, когда отец и мать
хотят потребовать от ребенка необходимых положительных действий и поступков).
С Уважением педагог-психолог
Наталия Константиновна