01.09.2020
Консультация для родителей на тему: «Общение. Стили общения в семье»
Готовимся к школе
В
дошкольном детстве ребенок в силу своей изначальной зависимости не противостоит
взрослому, а, прежде всего, учится приспосабливаться к нему как к естественному
условию существования. Когда же ребенок начинает заявлять о своей
"самости", когда он начинает противопоставлять себя другим, утверждая
"Я сам!", "Я буду!", "Я не буду!", "Я
хочу!", "Я не хочу!", взрослые, естественно, перестраиваются и
поднимают стиль общения с ребенком к взрослой манере. Конечно, это происходит
постепенно, вслед за развивающейся "самостью" ребенка и его отдельными
проявлениями, свидетельствующими о происходящих изменениях в общении.
ОБЩЕНИЕ
В СЕМЬЕ
В
период, когда ребенок начинает ходить в школу, новая социальная ситуация, в
которую он попадает, приводит к тому, что сложившийся в семье стиль общения с
ребенком обретает новые нюансы.
Авторитарный стиль - подразумевающий
жесткое руководство, подавление инициативы и принуждения, находит себе
оправдание в необходимости подчинить ребенка дисциплине. Окрики и физические
наказания являются типичной формой, выражающей власть взрослого над ребенком.
При этом не исключается любовь к ребенку, которая может выражаться достаточно
экспрессивно. В таких семьях вырастают или неуверенные в себе,
невротизированные люди, или агрессивные и авторитарные. В школе эти черты личности проявляются уже в отношениях со
сверстниками.
Либерально-попустительский стиль -
подразумевает общение с ребенком на принципе вседозволенности. Такой ребенок не
знает иных отношений, кроме утверждения себя через требования "Дай!",
"Мне!", "Хочу!", капризы, демонстрируемые обиды и т.п.
Попустительство приводит к тому, что он не может развиваться в социально зрелую
личность. Здесь отсутствует самое главное, что необходимо для правильного
социального развития ребенка, - понимание слова "надо". В
подобной семье формируется недовольный окружающими людьми эгоист, который
не умеет вступать в нормальные взаимоотношения с другими людьми, - он
конфликтен и труден. В школе ребенок из
такой семьи обречен на провал в общении - ведь он не приучен уступать,
подчинять свои желания общим целям. Его социальный
эгоцентризм не дает возможности нормально овладевать социальным
пространством человеческих отношений.
Гиперопекающий стиль изначально
лишает ребенка самостоятельности в физическом, психическом и социальном
развитии. В этом случае семья полностью фиксирует свое внимание на ребенке:
из-за возможной угрозы несчастного случая или тяжелой болезни; из-за стремления
компенсировать свои неудачи будущими успехами ребенка; из-за оценки своего
ребенка как вундеркинда и др. В такой семье родители растворяются в ребенке,
посвящают ему всю свою жизнь. Добровольное жертвоприношение невротизирует
родителей, они начинают надеяться на благодарность своего ребенка в будущем, не
видя благодарности в настоящем, страдают, не понимая, что растят инфантильного,
неуверенного в себе, также невротизированного человека, полностью лишенного
самостоятельности. Такой ребенок постоянно прислушивается к своим ощущениям: не
болит ли "головка", "животик", "горлышко"?
Уменьшительно-ласкательные названия частей своего тела еще долго останутся в
его лексиконе, и будут вызывать ироническое отношение сверстников. А
инфантильное и зависимое поведение лишит его возможности общаться с ними на
равных. Он займет подчиненную позицию,
найдя себе покровителя среди одноклассников.
Отчужденный стиль отношений
подразумевает глубокое безразличие взрослых к личности ребенка. В такой семье
родители или "не видят" своего ребенка, или активно избегают общения
с ним и предпочитают держать его на расстоянии (психологическая дистанция).
Незаинтересованность родителей развитием и внутренней жизнью ребенка делает его
одиноким, несчастным. Впоследствии у него возникает отчужденное отношение к
людям или агрессивность. В школе ребенок
из подобной семьи не уверен в себе, невротизирован, он испытывает затруднения
во взаимоотношениях со сверстниками.
Ценностное отношение к ребенку с высокой
рефлексией и ответственностью за него - наиболее эффективный стиль воспитания.
Здесь
ребенку выражают любовь и доброжелательность, с ним играют и разговаривают на
интересующие его темы. При этом его не сажают себе на голову и предлагают
считаться с другими. Он знает, что такое "надо", и умеет
дисциплинировать себя.
В
такой семье растет полноценный человек с чувством собственного достоинства и
ответственности за близких. В школе ребенок из такой семьи быстро обретает
самостоятельность, он умеет строить отношения с одноклассниками, сохраняя
чувство собственного достоинства и знает, что такое дисциплина.
Перечисленные
стили общения в семье при всех различиях имеют общее - родители неравнодушны к
своим детям. Вы любите своих детей, а стиль воспитания часто является
преемственным, передаваемым в семье из поколения в поколение. Лишь семья,
обладающая способностью к рефлексии на особенности ребенка, сознательно ищет
наиболее эффективный стиль его индивидуального воспитания. Конечно же, культура
семейного воспитания должна развиваться в семьях и достижения в этой сфере
должны передаваться следующим поколениям. Ведь именно в наше время так много
возможностей обучаться и продвинуться в этом отношении.
Описанные
стили отношений к ребенку в семье показывают, сколь тернист путь развивающейся
детской личности. В реальной жизни все еще более сложно, чем в любой
классификации. В семье могут быть представлены одновременно несколько стилей
отношения к ребенку: отец, мать, бабушки и дедушки могут конфликтовать друг с
другом, отстаивая каждый свой стиль и т.д. Кроме стилей отношений, обращенных
непосредственно к ребенку, на его воспитание оказывает безусловное влияние
стиль взаимоотношений взрослых членов семьи.
С Уважением педагог-психолог
Наталия Константиновна