01.09.2020
КНУТ ИЛИ
ПРЯНИК?
Если
родители воспитывают ребенка только добротой, постоянно исполняя
все его требования, запросы, капризы, тогда в семье вырастет безответственный, безвольный ребенок, он будет проявлять
неуважение к другим людям и самолюбование. Ему будет присущ открытый,
скрытый или утонченный эгоизм.
Если
же родители воспитывают ребенка только строгостью, постоянно требуют
что-то выполнять, контролируют каждый его шаг, при этом проявляют
неудовлетворенность и подозрительность, в такой семье вырастет ребенок, чертами
которого будут лицемерие, подозрительность,
грубость, агрессивность, недисциплинированность, лживость, жестокость и т. п.
В
воспитании детей одновременно необходимы и любовь, и требовательность, их
органическая взаимосвязь и взаимодействие.
Это же подтверждает
и народная мудрость: "Люби дитя так, чтобы любви не знало", "Дай
детям волю, сам будешь в неволе" .
Детям всегда нужна родительская любовь. Под
ней понимается доброжелательное отношение родителей не только друг
к другу, но и к детям. Доброжелательное отношение к детям — это нежность и
ласка, близость и симпатия, забота и помощь, защита и уважение достоинства.
Во Франции был проведен эксперимент:
созданы ясли, в которых строго выполнялись режим дня и правила гигиены. В них
определяли детей из бедных семей. Специалисты считали, что в этих яслях дети
будут полноценно развиваться, расти здоровыми, получат хорошее воспитание.
Однако результаты оказались самыми неожиданными: дети плохо развивались, их
здоровье не улучшилось, а, наоборот, ухудшилось. Чего же не хватало в
образцовых детских яслях? Ответ однозначен: детям не хватало того, что они
привыкли получать в семье (если, разумеется, они в ней желанны), — родительской
любви, ласки, нежности, заботы. Они не ощущали поддержки, сочувствия,
соучастия, сопереживания, защищенности.
Даже взрослый человек без любви становится
неактивным, грустным, неудовлетворенным, что уж говорить о ребенке. В ходе
одного из исследований ученые выяснили, если в возрасте от 4 до 5 месяцев
ребенок не получает необходимой материнской любви, то уже в школьные годы н
позже он может стать безразличным к другим, агрессивным, жестоким, равнодушным
человеком.
А вот пример, который приводит французский
специалист по воспитанию детей Л. Пэрну в книге "Маленький мир вашего
ребенка". Одна молодая женщина имела двух дочерей и очень хотела родить
сына. Однако у нее родилась третья дочь. Женщина была разочарована. Она
обеспечивала младшую дочь всем необходимым, но не любила ее. Девочка уже в
младенческом возрасте чувствовала себя нежеланной, не видела улыбки матери, не
ощущала нежности ее рук, когда училась ходить, не слышала ее ласкового голоса,
когда произносила первые слова. В результате и улыбка, и ходьба, и речь девочки
были замедленными. Для подростков, юношей и девушек родительская любовь, ласка
и забота также важны. Если их в семье нет или недостает, дети, как правило,
отстают в интеллектуальном и эмоциональном развитии. Например, если у ребенка
нет семьи (он воспитывается в детском доме, школе-интернате, доме ребенка), то
отставание в развитии будет весьма ощутимым. Причем, если интеллектуальное
развитие такого ребенка можно будет как-то компенсировать, то эмоциональное —
никогда. Всю дальнейшую жизнь этот
ребенок будет эмоционально "толстокожим", не сможет тонко понимать
других людей, сочувствовать и сопереживать им, по-настоящему любить собственных
детей.
Для ребенка дошкольного и
младшего школьного возраста любовь и ласка матери,
отца, эмоциональное самочувствие и защищенность в семье остаются самой большой
ценностью. Для него все это более важно, чем семейный достаток или
модная одежда.
Понаблюдайте за
своими детьми, и вы увидите, как они часто спрашивают, любите ли вы их. Делают они это для
того, чтобы почувствовать себя защищенными, уверенными, ощутить надежность
своего положения в семейном микро-коллективе и в жизни вообще. Когда дети
ощущают любовь, ласку, заботу, то чувство страха и тревоги покидает их,
исчезает неуверенность в действиях и поступках.
С Уважением педагог-психолог
Наталия Константиновна