01.09.2020
Консультация для родителей на тему:
«Психологическая готовность к обучению в школе»
Психологическая
готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование.
Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители - первые и самые
важные его воспитатели.
Поступление
в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения
кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Многочисленные «можно»,
«нельзя», «надо», «положено», «правильно», «неправильно» лавиной обрушиваются
на первоклассника. Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически
и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и
правилам, выполнять требования учителей и родителей, добиваться хороших
результатов в учебе и прочее. К новым правилам, требованиям, нормам нужно
адаптироваться, привыкнуть.
Психологическая готовность к обучению в
школе включает в себя:
·
интеллектуальную готовность;
·
мотивационную готовность;
·
волевую готовность;
·
коммуникативную готовность.
Интеллектуальная готовность –
предполагает
развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа,
синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями.
К 6–7-и годам ребенок
должен знать:
·
свой адрес и название города, в котором
он живет;
·
название страны и ее столицы;
·
имена и отчества своих родителей,
информацию о местах их работы;
·
времена года, их последовательность и
основные признаки;
·
названия месяцев, дней недели;
·
основные виды деревьев и цветов.
Ему
следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это
мама отца или матери. Иными словами, он должен ориентироваться во времени,
пространстве и своем ближайшем окружении.
Мотивационная готовности –
подразумевает
наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника.
Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной
деятельностью — учебой. С этой целью родителям необходимо объяснить своему
ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы
каждому человеку.
Следует
давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и
суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично. Ребенок
должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее
поступление в школу.
Причиной
нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в
возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не
наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса
учебы.
Вам
не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку
невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять
ребенку, что учеба — это обязанность каждого современного человека и от того,
насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из
окружающих ребенка людей.
Волевая готовность – предполагает наличие у ребенка способностей ставить перед
собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий,
выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей
деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную
работу.
Развитию
волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и
конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на
постройке или рисовании.
Коммуникативная готовность –
проявляется
в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам
поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в
детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае
необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.
В
целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные
отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во
взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в
формировании этого вида готовности к школе.
Чтобы ребенок был успешным и с удовольствием учился, старайтесь
соблюдать следующие рекомендации:
ü Ребёнок
должен заниматься с хорошим настроением, не допускайте, чтобы ребенок скучал во
время занятий. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему
творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от
интеллектуальных занятий!
ü Повторяйте
упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и
практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь
к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.
ü Не
проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного
продвижения вперед или даже некоторого регресса.
ü Будьте
терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его
интеллектуальные возможности.
ü В
занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если
он невнимателен, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь
определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий
каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда
заниматься тем делом, которое ему нравится.
ü Развивайте
в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка
дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится
в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.
ü Избегайте
неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его
терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в
сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
ü А
самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый
труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не
теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность
подружиться с ребенком.
Успехов
Вам, веры в себя и возможности своего ребенка!
С Уважением педагог-психолог
Наталия Константиновна