01.09.2020
Консультация для родителей на тему:
«Психологические особенности детей трёх
лет (кризис 3-х лет)»
Кризис развития – это качественный
скачок, положительный и необходимый период в истории развития каждого человека.
В
кризисные периоды развития человек претендует на новую систему отношений с окружающими,
т.к. он «перерос» старую систему.
Кризис трех лет – считают кризисом
первого рождения личности.
В
этот период ребенок отделяет свое «Я» как самостоятельное, ребенок должен
усвоить понятие социальной нормы, то есть границы дозволенного.
Особенности кризиса трех
лет
Продолжительность
и интенсивность протекания кризиса зависит преимущественно от реакции
окружения.
Особенности характерные
в поведении ребенка в период
кризиса 3-х лет (так называемое «семизвездие»).
Негативизм
Именно
негативизм вынуждает ребенка поступать вопреки своему актуальному желанию.
Ребенок отказывается делать то, о чем мы его просим, не потому, что ему не
хочется, а только потому, что его попросили об этом.
В
сложных случаях, при резком проявлении негативизма, взаимодействие с ребенком
может дойти до абсурда: на любое высказывание взрослого, ребенок отвечает
наперекор — «Это холодное» — «Нет, это горячее», «Пойдем домой»— «Нет, не пойду».
При этом ребенок отвечает отказом на просьбу или требование взрослого даже в том
случае, если минуту назад сам страстно желал это сделать.
Негативизм
отличается от непослушания. При непослушании ребенок не следует указаниям
взрослого, потому, что занят другим делом, более интересующим его в данный
момент, то есть он противится содержанию просьбы.
Негативизм
носит социальный характер, он адресован человеку, а непослушание—содержанию.
При негативизме ребенок поступает наперекор своему желанию, при
непослушании же он следует своему желанию, которое идет вразрез с желанием
взрослого.
Негативизм
избирателен: ребенок отказывается исполнять просьбы только определенных людей
(например, только мамы или только папы). С остальными окружающими он может быть
послушным и покладистым. Главный мотив, который движет ребенком—сделать не так
как его просят, а наоборот.
Авторитарный стиль
взаимодействия с ребенком может провоцировать приступы негативизма всякий раз,
когда отдается строгий приказ (Быстро ешь! Нетрогай!)
Упрямство
Упрямство,
это такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем — либо не потому, что ему
этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал.
Например,
мама просит ребенка утром встать с постели, а ребенок отказывается это сделать,
несмотря на то, что лежать ему давно уже надоело (Сказал не встану, значит не встану!).
Это реакция не на предложение встать, а на свое собственное решение — не вставать!
Вставая на позицию
«кто-кого» родители усугубляют и закрепляют проявления упрямства и загоняют
ребенка в угол, лишая возможности с достоинством выйти из конфликтной ситуации.
Строптивость
Строптивость
отличается от негативизма тем, что она безлична, не направлена против человека.
Строптивость
направлена против самого образа жизни, против тех правил, которые были в жизни
ребенка до трех лет. Это скрытый бунт против того, с чем ребенок имел дело
раньше.
При авторитарном воспитании строптивость является одной из главных
черт кризиса трех лет.
Своеволие
Своеволие
проявляется в том, что ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет. Так
проявляется тенденция к самостоятельности.
Следующие симптомы относятся к симптомам второго порядка.
Протест-бунт
Проявляется
в том, что все поведение ребенка носит протестный характер, как будто ребенок
находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними.
Протест проявляется в
частых ссорах с родителями.
Обесценивание
В
этом случае обесцениваются старые привязанности к вещам, людям, правилам
поведения. Ребенок может употреблять бранные слова, которые не принято
произносить в доме. В его речи появляются выражения, которые обозначают все
плохое, отрицательное, негативное.
И
все это относится к тем вещам, которые сами по себе никакой неприятности не приносят.
Иногда дети обзывают близких людей грубыми словами. Кроме того для ребенка могут
потерять ценность еще недавно любимые игрушки, книги и он может их бросать,
рвать, ломать.
Деспотизм
Деспотизм
чаще всего проявляется в семьях с единственным ребенком.
Он
изо всех сил старается проявить власть над окружающими, ему хочется добиться
того положения, которое было в раннем детстве, когда исполнялись все его
желания.
Ребенок хочет стать
«господином положения».
Кризис трех лет — это кризис социальных отношений
ребенка (отношений его с семьей, другими окружающими). Кризис трех лет
происходит по оси перестройки взаимоотношений личности ребенка и окружающих
людей.
Начало кризиса—результат
длительного процесса. Ядро кризиса— стремление к самостоятельности, ребенок
хочет и может проявлять активность — взрослые это стремление ограничивают.
Постепенно разрастается противоречие, которое и запускает кризис.
Для
самих детей этот кризис очень мучителен, связан с множеством задач, которые
ребенок в этот период развития должен решать.
В
период кризиса трех лет ребенок находится на определенной стадии психосексуального
развития. В этот период происходит не только осознание своего пола и тела, но и
определенные изменения во взаимоотношениях с близкими людьми.
Эмоциональное
отношение к матери на этой стадии развития характеризуется амбивалентностью: одновременным
сосуществованием агрессивности и потребности в близости. В этот период ребенок
может совершать разные агрессивные действия в адрес матери, как бы проверяет ее
на прочность — любит ли она его или нет. Если мать (или другой взрослый)
жестоко подавляют вспышки агрессии, чересчур серьезно реагируют на проявления
агрессии, ребенок начинает чувствовать себя брошенным и нелюбимым. Это в свою
очередь возобновит вспышки агрессии и создаст ситуации порочного круга.
Итак, основные принципы
поведения родителя, желающего ускорить протекание кризиса трех лет без
психических травм для ребенка:
1.
Обращаясь к ребенку, формулируйте свои просьбы не в виде утверждения («Иди
кушать»), а в виде вопроса («Ты кушать будешь?», «Ты кушать будешь сейчас или
попозже?», «Ты будешь кушать рисовую кашку или гречневую?» в зависимости от
ответа, который вы ожидаете услышать).
2.
Ведите себя с малышом, как с равным. Спрашивайте разрешения взять его игрушку,
обязательно говорите «Спасибо», если кроха оказал вам услугу. Так вы не только
избежите негативизма и упрямства с его стороны, но и подадите малышу хороший
пример для подражания.
3.
Направляйте энергию ребенка в мирное русло, то есть предлагайте замену
нежелательным поступкам малыша (так делать нельзя, а так можно), используйте
игру для сглаживания кризисных моментов.
4.
Уступайте ребенку в «мелочах», максимально расширьте его права, позвольте ему
совершать ошибки, не вмешивайтесь в детские дела, если малыш об этом не просит.
Но в том, что касается его здоровья и безопасности, а так же здоровья и
безопасности других людей – будьте непреклонны – НЕТ, безо всяких исключений!
5.
Если малыш стал сопротивляться вашему предложению из чувства негативизма,
просто подождите несколько минут. Ему нужно немного времени, чтобы самому принять
решение.
6.
Если у ребенка, не смотря на ваши усилия, началась истерика. Спокойно переждите
ее, и только потом объясните, как «правильно» себя вести и почему. Но не ждите,
что малыш поймет вас так, как вам бы хотелось, даже если вам кажется, что вы
все очень подробно разжевали. Скорее всего, придется не раз возвращаться к
этому разговору в других подобных ситуациях.
С Уважением педагог-психолог
Наталия Константиновна