Психологические особенности детей трёх лет (кризис 3-х лет)

01.09.2020

Консультация для родителей на тему:

«Психологические особенности детей трёх лет (кризис 3-х лет)»

Кризис развития – это качественный скачок, положительный и необходимый период в истории развития каждого человека.

В кризисные периоды развития человек претендует на новую систему отношений с окружающими, т.к. он «перерос» старую систему.

Кризис трех лет – считают кризисом первого рождения личности.

В этот период ребенок отделяет свое «Я» как самостоятельное, ребенок должен усвоить понятие социальной нормы, то есть границы дозволенного.

Особенности кризиса трех лет

Продолжительность и интенсивность протекания кризиса зависит преимущественно от реакции окружения.

Особенности  характерные  в  поведении ребенка в период кризиса 3-х лет (так называемое «семизвездие»).

Негативизм

Именно негативизм вынуждает ребенка поступать вопреки своему актуальному желанию. Ребенок отказывается делать то, о чем мы его просим, не потому, что ему не хочется, а только потому, что его попросили об этом.

В сложных случаях, при резком проявлении негативизма, взаимодействие с ребенком может дойти до абсурда: на любое высказывание взрослого, ребенок отвечает наперекор — «Это холодное» — «Нет, это горячее», «Пойдем домой»— «Нет, не пойду». При этом ребенок отвечает отказом на просьбу или требование взрослого даже в том случае, если минуту назад сам страстно желал это сделать.

Негативизм отличается от непослушания. При непослушании ребенок не следует указаниям взрослого, потому, что занят другим делом, более интересующим его в данный момент, то есть он противится содержанию просьбы.

Негативизм носит социальный характер, он адресован человеку, а непослушание—содержанию. При негативизме ребенок поступает наперекор своему желанию, при непослушании же он следует своему желанию, которое идет вразрез с желанием взрослого.

Негативизм избирателен: ребенок отказывается исполнять просьбы только определенных людей (например, только мамы или только папы). С остальными окружающими он может быть послушным и покладистым. Главный мотив, который движет ребенком—сделать не так как его просят, а наоборот.

Авторитарный стиль взаимодействия с ребенком может провоцировать приступы негативизма всякий раз, когда отдается строгий приказ (Быстро ешь! Нетрогай!)

Упрямство

Упрямство, это такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем — либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал.

Например, мама просит ребенка утром встать с постели, а ребенок отказывается это сделать, несмотря на то, что лежать ему давно уже надоело (Сказал не встану, значит не встану!). Это реакция не на предложение встать, а на свое собственное решение — не вставать!

Вставая на позицию «кто-кого» родители усугубляют и закрепляют проявления упрямства и загоняют ребенка в угол, лишая возможности с достоинством выйти из конфликтной ситуации.

Строптивость

Строптивость отличается от негативизма тем, что она безлична, не направлена против человека.

Строптивость направлена против самого образа жизни, против тех правил, которые были в жизни ребенка до трех лет. Это скрытый бунт против того, с чем ребенок имел дело раньше.

При авторитарном воспитании строптивость является одной из главных черт кризиса трех лет.

Своеволие

Своеволие проявляется в том, что ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет. Так проявляется тенденция к самостоятельности.Хочу такой сайт

Следующие симптомы относятся к симптомам второго порядка.

Протест-бунт

Проявляется в том, что все поведение ребенка носит протестный характер, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними.

Протест проявляется в частых ссорах с родителями.

Обесценивание

В этом случае обесцениваются старые привязанности к вещам, людям, правилам поведения. Ребенок может употреблять бранные слова, которые не принято произносить в доме. В его речи появляются выражения, которые обозначают все плохое, отрицательное, негативное.

И все это относится к тем вещам, которые сами по себе никакой неприятности не приносят. Иногда дети обзывают близких людей грубыми словами. Кроме того для ребенка могут потерять ценность еще недавно любимые игрушки, книги и он может их бросать, рвать, ломать.

Деспотизм

Деспотизм чаще всего проявляется в семьях с единственным ребенком.

Он изо всех сил старается проявить власть над окружающими, ему хочется добиться того положения, которое было в раннем детстве, когда исполнялись все его желания.

Ребенок хочет стать «господином положения».

Кризис трех лет — это кризис социальных отношений ребенка (отношений его с семьей, другими окружающими). Кризис трех лет происходит по оси перестройки взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей.

Начало кризиса—результат длительного процесса. Ядро кризиса— стремление к самостоятельности, ребенок хочет и может проявлять активность — взрослые это стремление ограничивают. Постепенно разрастается противоречие, которое и запускает кризис.

Для самих детей этот кризис очень мучителен, связан с множеством задач, которые ребенок в этот период развития должен решать.

В период кризиса трех лет ребенок находится на определенной стадии психосексуального развития. В этот период происходит не только осознание своего пола и тела, но и определенные изменения во взаимоотношениях с близкими людьми.

Эмоциональное отношение к матери на этой стадии развития характеризуется амбивалентностью: одновременным сосуществованием агрессивности и потребности в близости. В этот период ребенок может совершать разные агрессивные действия в адрес матери, как бы проверяет ее на прочность — любит ли она его или нет. Если мать (или другой взрослый) жестоко подавляют вспышки агрессии, чересчур серьезно реагируют на проявления агрессии, ребенок начинает чувствовать себя брошенным и нелюбимым. Это в свою очередь возобновит вспышки агрессии и создаст ситуации порочного круга.

Итак, основные принципы поведения родителя, желающего ускорить протекание кризиса трех лет без психических травм для ребенка:

1. Обращаясь к ребенку, формулируйте свои просьбы не в виде утверждения («Иди кушать»), а в виде вопроса («Ты кушать будешь?», «Ты кушать будешь сейчас или попозже?», «Ты будешь кушать рисовую кашку или гречневую?» в зависимости от ответа, который вы ожидаете услышать).

2. Ведите себя с малышом, как с равным. Спрашивайте разрешения взять его игрушку, обязательно говорите «Спасибо», если кроха оказал вам услугу. Так вы не только избежите негативизма и упрямства с его стороны, но и подадите малышу хороший пример для подражания.

3. Направляйте энергию ребенка в мирное русло, то есть предлагайте замену нежелательным поступкам малыша (так делать нельзя, а так можно), используйте игру для сглаживания кризисных моментов.

4. Уступайте ребенку в «мелочах», максимально расширьте его права, позвольте ему совершать ошибки, не вмешивайтесь в детские дела, если малыш об этом не просит. Но в том, что касается его здоровья и безопасности, а так же здоровья и безопасности других людей – будьте непреклонны – НЕТ, безо всяких исключений!

5. Если малыш стал сопротивляться вашему предложению из чувства негативизма, просто подождите несколько минут. Ему нужно немного времени, чтобы самому принять решение.

6. Если у ребенка, не смотря на ваши усилия, началась истерика. Спокойно переждите ее, и только потом объясните, как «правильно» себя вести и почему. Но не ждите, что малыш поймет вас так, как вам бы хотелось, даже если вам кажется, что вы все очень подробно разжевали. Скорее всего, придется не раз возвращаться к этому разговору в других подобных ситуациях.

С Уважением педагог-психолог

Наталия Константиновна

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ТРЁХ ЛЕТ.docx (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».