01.01.2017
Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками
Цель:развитие навыков общения, путем взаимодействия и взаимопонимания сверстников, умения распределять роли, принимать правила игры.
Игра составляет главное содержание жизни дошкольников, является основой его деятельности. Положительное воздействие игры и ее правильная организация во многом зависит от умения и желания взрослого направить на игру, использовать игру в целях развития взаимопонимания среди сверстников, умения распределять роли, принимать правила игры. Умение общаться формирует и преобразовывает взаимосвязь игры и речевого развития, является результатом социального опыта. Навыки общения у детей дошкольного возраста формируются и развиваются, прежде всего, в игре. Установить какие-либо закономерности детских игр- довольно сложная задача. Хотя игры и имеют некоторые общие черты, все же часто очень отличаются друг от друга и обусловлены различными обстоятельствами.
Игра - ведущая деятельность, определяет успешное развитие ребенка, а общение становится частью и условием её. Игровая деятельность-одна из наиболее ценных познаний детства. Играючи, дошколята свободно, а главное с большим удовольствием и интересом осваивают мир, принимая все его стороны социальной действительности. В процессе игры выявляются отражение окружающей жизни, деятельности человека и отношений между людьми. Каждая игра- это как бы отражение мира в уменьшенном масштабе. В игре возникают основные новообразования для разного возраста. Уникальность развития игровой деятельности в том, что ребенку нужны контакты с взрослыми и другими детьми, в процессе которых он приобретает способы и навыки взаимодействия совместной игры. В играх со сверстниками, дети учатся самостоятельно, сообща, творчески и произвольно управлять своим поведением, принимать сложившиеся правила, что, в свою очередь, является необходимым условием любой деятельности. Поэтому очень важно использовать в своей работе наработки игровых технологий, именно игровые методики для более интенсивного развития ребенка, нежели просто обучающие методы. Детей нельзя принуждать к игре, лучше показать им, как проходит игра и как надо вести себя во время игры.
Что касается взаимосвязи игры и общения, охватывающую большую часть обучения, то именно в игре дети учатся видеть друг с друга, занимать интересную позицию- умению подчинять свои интересы интересам других. Ребенок, у которого нет сформированности игровой деятельности, не умеющий играть, не может содержательно общаться, поддержать основной фон социума, не способен к совместной деятельности, не интересуется проблемами сверстников, безучастен к происходящему.
Большое интересное значение для развития навыков речевого развития имеют сюжетно-ролевые игры. В сюжетно-ролевой игре ребенок входит в мир поисковой активности, опробирует способ манипуляции людей с предметами и способы общения друг с другом в различных формах социальной действительности. Так ребенок позитивно усваивает предметные действия, формы и способы общения, ролевое поведение. Когда ребенок входит в роль, он не просто входит в самостоятельный образ другой личности, - он расширяет, обогащает, познает свою собственную личность, обогащает свой мир новыми правилами, чувствами, представлениями. В играх у детей формируется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям, проявлять выдержку и настойчивость. В процессе игрового общения со сверстниками дошкольники открывают новые возможности для самовыражения, коммуникативного, познавательно-исследовательского и ценностного ориентирования. Руководство в игре заключается в обогащении представлений и впечатлений детей, в подборе нужных игрушек и материала, в сохранении непосредственных переживаний детей, в развитие детской инициативы. В сознание ребенка игра оставляет глубокий след, который оказывает влияние на его отношение к людям, вещам и событиям. В игре ребенок постоянно учиться, как добиться поставленной цели, как действовать вместе с другими детьми, познавать свойства вещей.
В игровой деятельности дети отображают события повседневной жизни в зависимости от своего понимания и восприятия. В каждой игре обязательно осуществляется действие. Ребенок сопровождает свою игру словами, с помощью слов он вводит в ситуацию, которую хочет изобразить в игре, словами объясняет свое поведение в игре.
Однако сформированность навыков общения дошкольников происходит не только в сюжетно-ролевой игре. Подвижные игры помогают воспитателю сблизить детей, объединить их общей, интересной для всех деятельностью. Регулярное проведение подобных совместных игр не только обогащает детей новыми впечатлениями, но и дает им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности, при общении со сверстниками и межличностных отношений. Подвижные игры дают возможность систематизировать физическое развитие, воспитание характера и силы воли. Но в игре лучше, чем где бы то не было, ребенок понимает необходимость подчиняться определенным правилам, понимать, что его долг- хорошо выполнять, взятую на себя роль.
Игры с правилами дети усваивают друг от друга, или от взрослых. Многие из них переходят из поколения в поколение как народные игры. Они детям очень близки и интересны, потому что отражают детство и труд взрослых.
Ребёнок - дошкольник, входя в коллектив сверстников, уже имеет определённый запас правил, образцов поведения, каких-то моральных ценностей, которые сложились у него, благодаря влиянию взрослых, родителей. Дошкольник подражает близким взрослым, перенимая их манеры, заимствует у них оценку людей, событий, вещей. И всё это переносится на игровую деятельность, на общение со сверстниками, формулирует личные качества ребёнка. Одним из условий успешного развития речи детей является эмоциональная, образная, отвечающая нормам литературного языка и доступная пониманию детей речь воспитателя. Она не должна быть упрощенной. Ведь каждое новое слово, оборот речи, педагог поясняет детям или предлагает осмыслить самостоятельно, обобщая затем их ответы и толкования. Воспитателю следует широко употреблять в своей речи синонимы, антонимы, принятые формы вежливого обращения, конструкции с разнообразной подчинительной связью, а также отмечать факты удачного использования их в речи детей, поясняя что и почему особенно его порадовало. Соблюдение педагогом последовательности обеспечивает усложнение речи детей как по содержанию, так и по форме. Если взрослый правильно, тактично вмешивается в игру, эмоциональное восприятие приобретенное непосредственным опытом, получает в игре новое, более абстрактное оформление в виде слова. Благодаря правильному руководству взрослого словарный запас ребенка пополняется все новыми и новыми выражениями, словами, за которыми стоят определенные конкретные и понятные ребенку представления.
Содержание, сюжеты игр, предпочитаемые ребёнком, особенности его речи позволяют предположительно установить тип общения дошкольника в семье, внутрисемейные интересы и отношения. Поощрительное отношение к игровой деятельности со стороны родителей имеет большое позитивное значение для развития личности ребёнка. Заинтересовать родителей данной проблемой, наладить совместную работу с ними – также является задачей педагогов.
Каждый ребенок уникален, неповторим и способы взаимодействия с ним, его общение со сверстниками не может быть универсальным. Игры, если ими руководит взрослый, важны для детства. Они являются школой, в которой дети учатся жизни. Они приучаются к физической и умственной деятельности, необходимой в их дальнейшей трудовой жизни, способствуют правильному физическому развитию. В игре формируются коллективные отношения, воспитывается правильное отношение к труду, закладываются положительные черты характера.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.04.2019
Дата обновления: 26.04.2019
Дата публикации: 01.01.2017