01.09.2020
Консультация для родителей на тему:
«Сочиняем сказки для самых маленьких»
Сказка может
выполнять не только развлекательную функцию, но и поясняет устройство
окружающего мира, учит взаимодействию между различными участниками диалога,
отражает душевные конфликты личности, дает некоторые способы разрешения этих
конфликтов.
Использовать
сказку в развивающих, воспитательных, обучающих, гармонизирующих целях могут не
только профессиональные психологи, но и сами родители. Для этого необходимо
знать возрастные особенности своего ребенка
и некоторые законы построения сказки.
И главное – очень важно иметь искреннее желание общаться с малышом в сказочном
пространстве.
Сказки, сочиненные мамой специально для своего ребенка, обладают особыми качествами, недоступными общеизвестным
народным и авторским произведениям. Истории, в которых ребенок узнает себя,
позволяют ему попасть в другую реальность, ощутить себя сильным и могучим,
уверенным в себе человечком, победителем в трудных ситуациях. Такие сказки способствуют формированию
позитивного «Я» у ребенка,
осознанию своих возможностей и способов их реализации. Любое совместное
творчество, и придумывание сказок в том числе, помогает маме и малышу быть
ближе. Используя смешных героев, маме проще строить открытые доверительные
отношения с ребенком: те слова, которые иногда бывает трудно говорить от своего
имени, легко вложить в уста волшебного героя.
Ребенок от года до двух
В возрасте
от года до полутора полное единение малыша с мамой взрывается изнутри.
Появляются два независимых человека: малыш и мама. В осознании ребенком этого
изменения заключается кризис первого года жизни. В этом возрасте маленький
человечек приобретает некоторую степень самостоятельности: первые слова, первые
самостоятельные шаги, первые осознанные действия с предметами. Однако диапазон
возможностей малыша еще очень ограничен.
В этом
возрасте слова ребенка еще
ситуативны. Его речь уже является средством общения и выражения желаний и
эмоций. В то же время она еще лишена постоянных значений – одним и тем же
словом или сочетанием звуков могут называться самые разнообразные предметы,
действия или явления.
Ребенок сам
не в состоянии узнать, как правильно использовать тот или иной предмет. Как
держать ложку? Как надеть очки? Как пользоваться расческой? Поэтому почти в
каждом действии, которое ребенок осуществляет с тем или иным предметом, как бы
присутствует взрослый человек, который показывает и объясняет ребенку суть
предмета. Поэтому общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности. Оно
продолжает развиваться чрезвычайно интенсивно и становится не только
эмоциональным, но и речевым.
История
может длиться столько, сколько потребуется для изучения интересного предмета, в
сюжет включаются активные действия самого ребенка. Игра может быть завершена в любой момент, как только
маленький слушатель потерял интерес, и к ней можно вернуться в другой раз,
когда возникнет обоюдное желание.
Посредством сказки может происходить обучение
нормам поведения, необходимым навыкам самообслуживания, а также общее
расширение кругозора. В этом возрасте могут появляться сказки, связанные с определенными ритуалами. Например, сказка,
сопровождающая процесс чистки зубов.
Жили-были в
ротике-домике маленькие зубки. И было их.… Открывайся, ротик-домик! … один, два,
три, четыре, пять, шесть, семь… Решили зубки позвать к себе в гости щетку. А
щетка позвала с собой пасту и стаканчик с водой. Пришли они стали с каждым
зубиком здороваться, каждого потерла щетка своими щетинками с одного боку и с
другого, спинки тоже. Зубкам щекотно, они смеются. После щетки пришла водичка –
ополоснула каждый зубик. Стали зубки чистые и блестящие. Тут и сказочки конец,
а у того, кто слушал, зубки будут крепкие и здоровые!
Ребенок от двух до трех лет
Постепенно,
по мере развития ребенка,
происходит переход действия от
совместного к самостоятельному. За взрослым сохраняются контроль и
оценка выполняемого ребенком действия, они и составляют содержание общения ребенка и взрослого.
В этот
период ребенку очень важно, чтобы мама разделила его восторг от того, например,
что брызги в ванной разлетаются во все стороны. Или руки, перепачканные
краской, оставляют необыкновенно красивые следы на обоях. То есть действия с
предметами интересны не только сами по себе, но и как способ привлечения внимания
взрослого.
В этом
возрасте ребенок уже может проводить параллели между собой и сказочным героем,
корректировать действия героя, вносить свои дополнения в развитие сюжетной
линии. Поэтому сказка, сочиненная совместными усилиями, помогает поддерживать
эмоциональный контакт между мамой и ребенком, выполняет развивающую,
воспитательную, обучающую функции, а также решает профилактические и
подготовительные задачи. При помощи такой сказки ребенка
можно подготовить к какой-либо неприятной, но неизбежной процедуре, например визиту
к стоматологу.
В процессе
подготовки к сочинению сказки
можно выделить несколько этапов.
Первый этап – выбор сложной ситуации:
предположим, это поход в поликлинику на прививку. Ребенок знает о предстоящей
процедуре, беспокоится, переживает, говорит, что останется дома. Маме хотелось
бы избежать «предварительных» капризов, иметь возможность сказать ребенку
правду: «будет больно», спокойно пережить саму процедуру прививки и сохранить
при этом хорошие взаимоотношения.
Следующий этап – выбор героев сказки. Как слушают дети искусного
рассказчика? Они буквально «входят» в сказку, следуя в ней за своими героями,
переживая вместе с ними радость, горе, страх и триумф победы. Дети одновременно
слышат голос рассказчика, перед их глазами проходят образы и картины сюжетной
линии рассказа, и они физически и эмоционально «проживают» все сюжетные
перипетии. Это очень ответственный этап. Ребенок должен ассоциировать себя с
главным героем, и в то же время иметь возможность дистанцироваться от него при
желании: «…это ведь не со мной происходит, а с ним…»
Желательно,
чтобы для мамы и других значимых людей из окружения ребенка тоже нашлись роли в сказке. Это важно в том случае, если
есть желание регулярно использовать сказку в качестве терапевтического приема.
Оптимально в такой ситуации подходит семья каких-либо забавных существ,
известных по игрушкам, книжкам, мультфильмам: зайчиков, колобков, грузовичков –
выбор зависит исключительно от симпатий ребенка.
Вовлечение
малыша в сказку достигается тем, что в ключевых моментах рассказа мама может
задавать ребенку вопросы, на которые необходимо ответить герою, или выполнить
соответствующие действия, как это показано в приведенной ниже истории.
Сказка для
посещения поликлиники может звучать, например, так:
Жили-были в лесу в маленьком домике зайчишка-сынишка, мама-зайчиха и
папа-заяц. Мама-зайчиха, папа-заяц и сынишка-зайчишка часто занимались своими
заячьими делами: весело играли, читали интересные книжки, ходили в магазин и
подолгу гуляли по лесу.
Однажды вечером мама-зайчиха сказала зайчишке-сынишке:
– Завтра утром нас с тобой ждет важное дело.
– Какое? – заинтересовался зайчишка.
– Нам нужно пойти к доктору, показать ему твою лапку и уколоть пальчик.
– Мама, а можно я не пойду? – шепотом спросил зайчишка. Он так испугался,
что стал говорить тихо-тихо.
Здесь можно попробовать вовлечь в сказку ребенка: "Как ты думаешь, что ответил маме-зайчихе
зайчишка-сынишка?" или «как ты думаешь, а зачем вообще всем зайчикам
делают прививки?» Нужно сформировать осознание полезности прививки, несмотря на
неприятные ощущения при самой процедуре.
- Прививки ставят всем маленьким зайчикам, и иногда даже взрослым зайцам,
чтобы они росли крепкими и здоровыми и поменьше болели.
Мама увидела, что зайчишке очень страшно, посадила его на колени, обняла и
сказала:
– Ты испугался того, что будет больно колоть пальчик?
– Да…
– Ты знаешь, будет немного больно, но совсем недолго. Потом доктор будет
доставать разные интересные трубочки, и прикладывать к твоему пальчику. Тебе
интересно будет посмотреть на разные трубочки? Или даже поговорить с доктором о
них, она про них, наверное, много знает…
–Зайчишка серьезно задумался.
– У меня к тебе есть предложение: давай, когда доктор будет колоть пальчик,
я тебя крепко-крепко обниму и скомандую: "Глазки закрывай!" А ты
после этого громко скажешь: "Ой!" И сразу откроешь глазки, чтобы
смотреть на трубочки. Договорились?
(На этом этапе также можно вовлечь ребенка в Вашу сказку: "Что ответил маме-зайчихе
зайчишка-сынишка?")
– Зайка попробовал представить, как это будет выглядеть.
А мама тогда предложила:
– Давай потренируемся!
Зайка задумчиво кивнул маме-зайчихе. Мама-зайчиха крепко-крепко обнимает
своего зайчонка, командует: "Закрывай глазки!". Зайка закрывает
глазки и громко говорит: "ОЙ!" (Этот
момент можно сделать интерактивным – проиграть его с ребенком)
Тут и сказочки конец, а кто слушал – молодец!
Важным
воспитательным элементом является общение с ребенком перед отходом ко сну. Это
общение также может сопровождаться сказкой.
Однажды Зайка с мамой отправились на пикник. Они вместе приготовили
бутерброды, заварили чай, Зайка сам вымыл два яблока и положил их в свой
рюкзачок. Мама посмотрела на Зайку, который уже взял свой рюкзачок и надел
кепку, и спросила:
- Зайка, ты готов? Выходим?
Зайка сосредоточенно кивнул.
Путь предстоял не близкий: Зайка с мамой собирались пойти на овечью ферму,
понаблюдать за ягнятами и барашками. Путешественники пересекли большую поляну,
поднялись на пригорок, спустились к веселому лесному ручейку, перешли его по
бревнышку. Наконец, вдалеке показался заборчик овечьего загончика.
Зайка чувствовал себя немного уставшим и проголодавшимся. Мама Зайка уже
расстилала покрывало под их любимой стройной березкой. Зайчишка с удовольствием
плюхнулся на него:
- Ух, как устали мои лапки! Садись, мама, овечки уже прыгать начинают!
Мама ласково улыбнулась своему малышу, распаковала свой рюкзачок и села
рядом.
Овечки и в самом деле уже собирались прыгать, первая - уже разбегалась,
готовясь к прыжку.
- Мама, первая овечка сейчас прыгнет! – обрадовано закричал Зайка. – Я сам
их буду считать!
Мама нежно погладила Зайчишку по голове и кивнула:
- Хорошо, считай ты.
- Одна овечка прыгнула через заборчик…, вторая овечка прыгнула через
заборчик…, третья овечка прыгнула через заборчик…пятьдесят восьмая овечка
прыгнула через заборчик…
Зайка незаметно для себя задремал. Мама укрыла его покрывалом:
- Отдыхай, мой малыш…
Сказки могут сопровождать ребенка
везде: на прогулке, при сборах в садик, за едой – и всегда, когда взрослый
захочет и сможет добавить в свое общение с ребенком немного творчества и
фантазии. Дети всегда открыты сказке. У сказки
практически безграничные возможности. С ее помощью можно дать совет, помочь
взглянуть на проблему по-другому, подтолкнуть ребенка к творческому поиску и попытке самостоятельно ответить на
свои вопросы, дать информацию, которую ребенку было бы трудно воспринять без
сказочной обертки. Сказки
открывают широкий простор для совместного с ребенком творчества. Придумывать сказки очень просто – попробуйте,
начните, скажите первые слова, и сказка подхватит вас и вашего ребенка и унесет в волшебную страну
детства, где возможны любые чудеса.
С
Уважением педагог-психолог
Наталия
Константиновна