Сочиняем сказки для самых маленьких

01.09.2020

Консультация для родителей на тему:

«Сочиняем сказки для самых маленьких»

Сказка может выполнять не только развлекательную функцию, но и поясняет устройство окружающего мира, учит взаимодействию между различными участниками диалога, отражает душевные конфликты личности, дает некоторые способы разрешения этих конфликтов.

Использовать сказку в развивающих, воспитательных, обучающих, гармонизирующих целях могут не только профессиональные психологи, но и сами родители. Для этого необходимо знать возрастные особенности своего ребенка и некоторые законы построения сказки. И главное – очень важно иметь искреннее желание общаться с малышом в сказочном пространстве.

Сказки, сочиненные мамой специально для своего ребенка, обладают особыми качествами, недоступными общеизвестным народным и авторским произведениям. Истории, в которых ребенок узнает себя, позволяют ему попасть в другую реальность, ощутить себя сильным и могучим, уверенным в себе человечком, победителем в трудных ситуациях. Такие сказки способствуют формированию позитивного «Я» у ребенка, осознанию своих возможностей и способов их реализации. Любое совместное творчество, и придумывание сказок в том числе, помогает маме и малышу быть ближе. Используя смешных героев, маме проще строить открытые доверительные отношения с ребенком: те слова, которые иногда бывает трудно говорить от своего имени, легко вложить в уста волшебного героя.

Ребенок от года до двух

В возрасте от года до полутора полное единение малыша с мамой взрывается изнутри. Появляются два независимых человека: малыш и мама. В осознании ребенком этого изменения заключается кризис первого года жизни. В этом возрасте маленький человечек приобретает некоторую степень самостоятельности: первые слова, первые самостоятельные шаги, первые осознанные действия с предметами. Однако диапазон возможностей малыша еще очень ограничен.

В этом возрасте слова ребенка еще ситуативны. Его речь уже является средством общения и выражения желаний и эмоций. В то же время она еще лишена постоянных значений – одним и тем же словом или сочетанием звуков могут называться самые разнообразные предметы, действия или явления.

Ребенок сам не в состоянии узнать, как правильно использовать тот или иной предмет. Как держать ложку? Как надеть очки? Как пользоваться расческой? Поэтому почти в каждом действии, которое ребенок осуществляет с тем или иным предметом, как бы присутствует взрослый человек, который показывает и объясняет ребенку суть предмета. Поэтому общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности. Оно продолжает развиваться чрезвычайно интенсивно и становится не только эмоциональным, но и речевым.

История может длиться столько, сколько потребуется для изучения интересного предмета, в сюжет включаются активные действия самого ребенка. Игра может быть завершена в любой момент, как только маленький слушатель потерял интерес, и к ней можно вернуться в другой раз, когда возникнет обоюдное желание.

Посредством сказки может происходить обучение нормам поведения, необходимым навыкам самообслуживания, а также общее расширение кругозора. В этом возрасте могут появляться сказки, связанные с определенными ритуалами. Например, сказка, сопровождающая процесс чистки зубов.

Жили-были в ротике-домике маленькие зубки. И было их.… Открывайся, ротик-домик! … один, два, три, четыре, пять, шесть, семь… Решили зубки позвать к себе в гости щетку. А щетка позвала с собой пасту и стаканчик с водой. Пришли они стали с каждым зубиком здороваться, каждого потерла щетка своими щетинками с одного боку и с другого, спинки тоже. Зубкам щекотно, они смеются. После щетки пришла водичка – ополоснула каждый зубик. Стали зубки чистые и блестящие. Тут и сказочки конец, а у того, кто слушал, зубки будут крепкие и здоровые!

Ребенок от двух до трех лет

Постепенно, по мере развития ребенка, происходит переход действия от совместного к самостоятельному. За взрослым сохраняются контроль и оценка выполняемого ребенком действия, они и составляют содержание общения ребенка и взрослого.

В этот период ребенку очень важно, чтобы мама разделила его восторг от того, например, что брызги в ванной разлетаются во все стороны. Или руки, перепачканные краской, оставляют необыкновенно красивые следы на обоях. То есть действия с предметами интересны не только сами по себе, но и как способ привлечения внимания взрослого.

В этом возрасте ребенок уже может проводить параллели между собой и сказочным героем, корректировать действия героя, вносить свои дополнения в развитие сюжетной линии. Поэтому сказка, сочиненная совместными усилиями, помогает поддерживать эмоциональный контакт между мамой и ребенком, выполняет развивающую, воспитательную, обучающую функции, а также решает профилактические и подготовительные задачи. При помощи такой сказки ребенка можно подготовить к какой-либо неприятной, но неизбежной процедуре, например визиту к стоматологу.

В процессе подготовки к сочинению сказки можно выделить несколько этапов.

Первый этап – выбор сложной ситуации: предположим, это поход в поликлинику на прививку. Ребенок знает о предстоящей процедуре, беспокоится, переживает, говорит, что останется дома. Маме хотелось бы избежать «предварительных» капризов, иметь возможность сказать ребенку правду: «будет больно», спокойно пережить саму процедуру прививки и сохранить при этом хорошие взаимоотношения.

Следующий этап – выбор героев сказки. Как слушают дети искусного рассказчика? Они буквально «входят» в сказку, следуя в ней за своими героями, переживая вместе с ними радость, горе, страх и триумф победы. Дети одновременно слышат голос рассказчика, перед их глазами проходят образы и картины сюжетной линии рассказа, и они физически и эмоционально «проживают» все сюжетные перипетии. Это очень ответственный этап. Ребенок должен ассоциировать себя с главным героем, и в то же время иметь возможность дистанцироваться от него при желании: «…это ведь не со мной происходит, а с ним…»

Желательно, чтобы для мамы и других значимых людей из окружения ребенка тоже нашлись роли в сказке. Это важно в том случае, если есть желание регулярно использовать сказку в качестве терапевтического приема. Оптимально в такой ситуации подходит семья каких-либо забавных существ, известных по игрушкам, книжкам, мультфильмам: зайчиков, колобков, грузовичков – выбор зависит исключительно от симпатий ребенка.

Вовлечение малыша в сказку достигается тем, что в ключевых моментах рассказа мама может задавать ребенку вопросы, на которые необходимо ответить герою, или выполнить соответствующие действия, как это показано в приведенной ниже истории.

Сказка для посещения поликлиники может звучать, например, так:

Жили-были в лесу в маленьком домике зайчишка-сынишка, мама-зайчиха и папа-заяц. Мама-зайчиха, папа-заяц и сынишка-зайчишка часто занимались своими заячьими делами: весело играли, читали интересные книжки, ходили в магазин и подолгу гуляли по лесу.

Однажды вечером мама-зайчиха сказала зайчишке-сынишке:

– Завтра утром нас с тобой ждет важное дело.

– Какое? – заинтересовался зайчишка.

– Нам нужно пойти к доктору, показать ему твою лапку и уколоть пальчик.

– Мама, а можно я не пойду? – шепотом спросил зайчишка. Он так испугался, что стал говорить тихо-тихо.

Здесь можно попробовать вовлечь в сказку ребенка: "Как ты думаешь, что ответил маме-зайчихе зайчишка-сынишка?" или «как ты думаешь, а зачем вообще всем зайчикам делают прививки?» Нужно сформировать осознание полезности прививки, несмотря на неприятные ощущения при самой процедуре.

- Прививки ставят всем маленьким зайчикам, и иногда даже взрослым зайцам, чтобы они росли крепкими и здоровыми и поменьше болели. Хочу такой сайт

Мама увидела, что зайчишке очень страшно, посадила его на колени, обняла и сказала:

– Ты испугался того, что будет больно колоть пальчик?

– Да…

– Ты знаешь, будет немного больно, но совсем недолго. Потом доктор будет доставать разные интересные трубочки, и прикладывать к твоему пальчику. Тебе интересно будет посмотреть на разные трубочки? Или даже поговорить с доктором о них, она про них, наверное, много знает…

–Зайчишка серьезно задумался.

– У меня к тебе есть предложение: давай, когда доктор будет колоть пальчик, я тебя крепко-крепко обниму и скомандую: "Глазки закрывай!" А ты после этого громко скажешь: "Ой!" И сразу откроешь глазки, чтобы смотреть на трубочки. Договорились?

(На этом этапе также можно вовлечь ребенка в Вашу сказку: "Что ответил маме-зайчихе зайчишка-сынишка?")

– Зайка попробовал представить, как это будет выглядеть.

А мама тогда предложила:

– Давай потренируемся!

Зайка задумчиво кивнул маме-зайчихе. Мама-зайчиха крепко-крепко обнимает своего зайчонка, командует: "Закрывай глазки!". Зайка закрывает глазки и громко говорит: "ОЙ!" (Этот момент можно сделать интерактивным – проиграть его с ребенком)

Тут и сказочки конец, а кто слушал – молодец!

Важным воспитательным элементом является общение с ребенком перед отходом ко сну. Это общение также может сопровождаться сказкой.

Однажды Зайка с мамой отправились на пикник. Они вместе приготовили бутерброды, заварили чай, Зайка сам вымыл два яблока и положил их в свой рюкзачок. Мама посмотрела на Зайку, который уже взял свой рюкзачок и надел кепку, и спросила:

- Зайка, ты готов? Выходим?

Зайка сосредоточенно кивнул.

Путь предстоял не близкий: Зайка с мамой собирались пойти на овечью ферму, понаблюдать за ягнятами и барашками. Путешественники пересекли большую поляну, поднялись на пригорок, спустились к веселому лесному ручейку, перешли его по бревнышку. Наконец, вдалеке показался заборчик овечьего загончика.

Зайка чувствовал себя немного уставшим и проголодавшимся. Мама Зайка уже расстилала покрывало под их любимой стройной березкой. Зайчишка с удовольствием плюхнулся на него:

- Ух, как устали мои лапки! Садись, мама, овечки уже прыгать начинают!

Мама ласково улыбнулась своему малышу, распаковала свой рюкзачок и села рядом.

Овечки и в самом деле уже собирались прыгать, первая - уже разбегалась, готовясь к прыжку.

- Мама, первая овечка сейчас прыгнет! – обрадовано закричал Зайка. – Я сам их буду считать!

Мама нежно погладила Зайчишку по голове и кивнула:

- Хорошо, считай ты.

- Одна овечка прыгнула через заборчик…, вторая овечка прыгнула через заборчик…, третья овечка прыгнула через заборчик…пятьдесят восьмая овечка прыгнула через заборчик…

Зайка незаметно для себя задремал. Мама укрыла его покрывалом:

- Отдыхай, мой малыш…

Сказки могут сопровождать ребенка везде: на прогулке, при сборах в садик, за едой – и всегда, когда взрослый захочет и сможет добавить в свое общение с ребенком немного творчества и фантазии. Дети всегда открыты сказке. У сказки практически безграничные возможности. С ее помощью можно дать совет, помочь взглянуть на проблему по-другому, подтолкнуть ребенка к творческому поиску и попытке самостоятельно ответить на свои вопросы, дать информацию, которую ребенку было бы трудно воспринять без сказочной обертки. Сказки открывают широкий простор для совместного с ребенком творчества. Придумывать сказки очень просто – попробуйте, начните, скажите первые слова, и сказка подхватит вас и вашего ребенка и унесет в волшебную страну детства, где возможны любые чудеса.

С Уважением педагог-психолог

Наталия Константиновна

 
СОЧИНЯЕМ СКАЗКИ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ.docx (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».